Bp-samara.ru

БП Самара
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда РСО не может отказать в заключении договора ресурсоснабжения

1. По вопросу передачи документов по многоквартирному дому (далее — МКД) новой управляющей организации (далее — УО) от ранее управлявшей домом УО сообщаем.

Действующим жилищным законодательством предусмотрена обязанность ранее управлявшей домом УО передать новой УО техническую документацию на МКД (ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).

При этом за неисполнение такой обязанности действующим законодательством предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб.;
  • на юридических лиц в размере от 150 000 руб. до 200 000 руб.

Привлекать к ответственности по вышеуказанной статье вправе органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖИ) (ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ).

Таким образом, в целях получения непереданных документов рекомендуем Вам обратиться в ГЖИ для выдачи предписания ранее управлявшей домом УО о передаче документов вновь выбранной УО и последующего привлечения к административной ответственности лиц, допустивших данное правонарушение.

2. По вопросу отказа ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) заключить договор газоснабжения с новой УО сообщаем следующее.

Следует отметить, что на отношения, возникающие между УО и РСО при заключении договора на поставку газа для предоставления коммунальных услуг жителям МКД, распространяются:

  • Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124);
  • Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).

Вами предоставлена информация, что новая УО не может заключить договор на поставку газа с РСО из-за того, что у новой УО отсутствует документация на МКД.

Сообщаем, что сам факт непредоставления документов, необходимых для заключения договора поставки коммунального ресурса (в том числе газа), в полном объеме не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения (п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).

В этом случае РСО сообщает УО в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата УО вплоть до получения от нее недостающих документов.

В случае если недостающие документы не будут представлены УО в адрес РСО в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, РСО вправе прекратить рассмотрение заявки на заключение договора и возвратить документы УО.

При этом УО вправе направить заявку на заключение договора этой же РСО повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки на заключение договора (п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).

Следовательно, при получении документов от предыдущей УО (в том числе по результатам обращения в ГЖИ) Вы сможете повторно направить в РСО заявку для заключения договора поставки газа в МКД.

3. По поводу выставления РСО счета сверх фактически потребленного и при отсутствии договора на поставку газа сообщаем.

Исходя из предоставленной Вами информации, можно сделать вывод о том, что РСО на настоящий момент выставляет УО счет на оплату газа по проектной мощности газопотребляющих объектов из-за безучетного (бездоговорного) потребления газа (п. 3.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961).

Однако, учитывая тот факт, что договор на поставку газа между РСО и УО заключается в том числе на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, при отсутствии показаний приборов учета (в Вашем случае — при отсутствии заключенного договора) объем должен определяться исходя из норматива потребления газа (п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).

В связи с этим рекомендуем Вам обратиться в РСО с требованием обосновать расчет оплаты на снабжение газом интересующего Вас МКД.

Читать еще:  Товарный знак: что это такое и зачем регистрировать

Таким образом, для урегулирования ситуации рекомендуем Вам:

  • истребовать недостающие документы от ранее управлявшей домом УО и предоставить их в РСО;
  • повторно обратиться в РСО для заключения договора на поставку газа для коммунальных услуг;
  • потребовать от РСО обоснования расчета платы сверх фактически потребленного ресурса (газа);
  • в случае несогласия с предоставленным расчетом обратиться в суд для урегулирования ситуации.

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Качалина Мария Александровна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Обоснование

Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

На основании п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 — 18 Закона о защите прав проверяемых лиц, а также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.

Обстоятельства: Жилищной инспекцией в ходе проверки установлено, что обществом, как управляющей компанией, не заключены обязательные договоры с ресурсоснабжающими организациями, по результатам проверки выдан оспариваемый акт, пунктом которого обществу предписано заключить договоры ресурсоснабжения многоквартирного жилого дома.

Решение: В удовлетворении требования в части признания незаконным пункта предписания отказано, поскольку принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

Требование: О понуждении к заключению договора теплоснабжения.

Обстоятельства: Ответчик (организация, управляющая многоквартирным домом, для которого истец поставляет тепловую энергию и теплоноситель) необоснованно уклоняется от заключения договора теплоснабжения.

Читать еще:  Каким должен быть договор о ведении совместного бизнеса

Решение: Требование удовлетворено, поскольку получение ответчиком в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанностей по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и по расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.

Требование: Об обязании заключить договор энергоснабжения на условиях, содержащихся в оферте.

Обстоятельства: Истец направил ответчику оферту договора энергоснабжения, от подписания которой последний уклонился.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку законом допускается внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом статус исполнителя коммунальных услуг в управляемых им многоквартирных домах не меняется и обязанность по выставлению потребителям услуг платежных документов возлагается на управляющую компанию.

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: По результатам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки соблюдения правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что обществом не заключены договоры ресурсоснабжения на поставку энергоресурса в отношении данных многоквартирных домов, о чем составлен акт проверки и выдано соответствующее предписание.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение собственников вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям не освобождает общество от заключения соответствующих договоров, в том числе для оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: Оспариваемым предписанием установлено неисполнение управляющей организацией ранее выданного предписания в части заключения договора по приобретению коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

За воду, газ, тепло и электричество заплатим без посредников

Фото: ПГ/Надежда Арабкина

Управляющие компании, которые получают от собственников и нанимателей оплату за воду, тепло, газ и электричество, нередко задерживают перевод этих средств ресурсоснабжающим организациям (РСО) и копят многомиллиардные долги. Уже в скором времени собственники смогут заключать договоры об оплате коммунальных услуг напрямую с поставщиками ресурсов. Госдума 21 марта приняла во втором чтении соответствующие поправки в Жилищный кодекс.

Уберечь управляющие организации от банкротства

Новая модель может повысить собираемость платежей за коммунальные услуги, убеждены авторы законопроекта — председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская и её заместитель Павел Качкаев.

Сегодня из-за того, что часть собственников и нанимателей не полностью оплачивает коммунальные услуги, управляющие организации вынуждены направлять вместо недополученных средств платежи за содержание общего имущества. Так они рискуют обанкротиться и подвергнуться штрафным санкциям.

«На управляющие организации часто жалуются, что они эти деньги тормозят, но как они могут перечислить и закрыть эту дыру по недосборам? — недоумевает Галина Хованская. — Либо не предоставить нам услуги по содержанию дома, либо предоставить их не в том объёме и не того качества, либо вообще обанкротиться».

К середине 2017 года долги перед ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКХ увеличились на 10 процентов и достигли почти 250 миллиардов рублей, рассказывал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Общий объём задолженности составлял 1,34 триллиона рублей.

В Минстрое неоднократно подтверждали, что основная масса долгов — платежи, которые управляющие компании собрали с населения, но так и не передали РСО. Крайними в этой ситуации почему-то оказываются граждане, которые без задержек оплачивают счета за «коммуналку». По мнению экспертов, на самом деле управляющих организаций, которые поступали именно так, меньшая часть. Большинство просто не имеет действенных рычагов работы со злостными должниками.

«На управляющие организации часто жалуются, что они эти деньги тормозят, но как они могут перечислить и закрыть эту дыру по недосборам?

«Наши собственники получат право на общем собрании принять решение по переходу на прямые договорные отношения и исключить управляющую организацию от посреднических услуг в этой цепочке», — рассказал Павел Качкаев.

Читать еще:  Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?

РСО будут заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по утверждённой Правительством типовой форме. Сами ресурсоснабжающие организации получат право отказаться в одностороннем порядке от договора с управляющими организациями и ТСЖ и перейти на прямые договорные отношения, если долг достиг двух среднемесячных объёмов выплат.

Компромиссный вариант

Важно, что законопроект не вводит обязательный всеобщий переход к новому порядку и какие-то жёсткие даты принятия решений на общих собраниях, считает ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев.

«Предложенная схема достаточно взвешенная. Если собственники выберут другую управляющую организацию, то РСО не сможет отказать в заключении договора ресурсоснабжения. Мы долго не могли сдвинуться с мёртвой точки, потому что в законопроекте, который готовили в Минстрое, был очень серьёзный перекос в сторону ресурсоснабжающих организаций. Компромиссный вариант устраивает большинство участников этих отношений, а главное — допускает усмотрение собственников», — пояснил эксперт.

В Воронеже, Твери и Астрахани, где уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, возникла новая проблема, говорит исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

«При переходе на прямые расчёты нередко возникает история, когда платежи за потреблённые ресурсы вырастают, ведь ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Если в управляющей компании чаще всего есть собственные юристы, то собственникам будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму. Это может стать серьёзной проблемой для потребителя», — опасается она.

Если законопроект будет принят, на правительственном уровне необходимо будет разработать методические рекомендации по размеру платы за содержание жилого помещения для собственников, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, установят размер платы за содержание жилого помещения и порядок определения предельных индексов изменения размера такой платы.

Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям

Чтобы осуществлялись прямые платежи РСО необходимо, чтобы с собственником каждого помещения в многоквартирном доме были заключены прямые договора между потребителями и ресурсоснабжающией организацией. При этом тарификацию и оплату за расход ресурсов на помещения общей собственности жильцов и приобретений, совершенных в этих целях будут определяться непосредственно РСО.

Коммунальные счета и платы в фонды будут также осуществляться на имя организации. В этом есть, как свои положительные стороны, так и отрицательные.

К положительным сторонам заключения договора напрямую можно отнести:

  • УК или ТСЖ могут сосредоточить свои ресурсы непосредственно на осуществлении управления общим имуществом дома;
  • каждый житель отвечает лишь за свои долги и оплачивает лишь потребленные им ресурсы.

К отрицательным можно отнести:

  • по каждому виду ресурса придется платить в разных местах;
  • возможны ошибки перерасчета.

Помимо прямых договоров с ресурсообеспечивающей организацией, в последнее время растет тенденция к полному отказу, как от УК, так и от ТСЖ. Во многом причиной тому стали злоупотребления, которые допускались должностными лицами указанных организаций. В 2021 году законодательно закреплено право жильцов многоквартирных домов осуществлять полное прямое управление общим имуществом дома.

Такое отношение так же имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам можно отнести:

  • отсутствие расхода на содержание аппарата управления;
  • индивидуальная ответственность каждого жильца;
  • экономия на разовом привлечении подрядчиков для тех или иных нужд дома.

Имеющиеся минусы выражаются:

  • для каждого решения необходимо созывать собрание жильцов;
  • фонд поддержки ЖКХ не выдает средства непосредственно жильцам.

Таким образом, полный отказ от УК также не представляется потребителям эффективным, как и предоставление ей полномочий по исполнению коммунальных услуг. Становиться очевидным, что при составлении договоров с УК или учреждении ТСЖ необходимо ограничить его права лишь обеспечением управления общего имущества и выполнением работ по текущему и капитальному ремонту, а остальные обязанности доверить ресурсоснабжающим организациям.

К тому же такая форма потребления ресурсов намного экономичнее, чем получение их через УК или ТСЖ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector