Bp-samara.ru

БП Самара
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

За препятствие предпринимательской деятельности статья 169 Уголовного кодекса рассматривает наказание и преследование всех должностных лиц, сотрудников контролирующих структур, действующих вне рамок закона. Нормативный акт разграничивает и разделяет деяния, признаваемые преступными.

Квалификация посягательств предусматривает определенный вид обвиняемого нарушителя – чиновник. Субъективная сторона в этом случае пользуется собственным положением в контролирующем органе, в рамках которого и проявляет действия по ограничению прав предпринимателей.

Также в статье предусматривается факт преследования и осуществления иных противоправных действий со стороны чиновника на предпринимателя, подавшего обращение в суд и выигравшего дело. В этом случае в вину нарушителя вменяется квалифицированный состав по части 2, предусматривающий возможность нанесения крупного ущерба имени и деятельности предпринимателя.

Данная статья восполняет пробел в уголовном законодательстве в части определения величины материального урона. Крупные размеры – это потери, исчисляемые в материальных ценностях, финансах в размере от 1,5 миллионов рублей.

Изложение и основные положения

Нормативный акт рассматривает воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, как ряд следующих признаков:

  1. Неправомочные отказы в государственной узаконенной регистрации предпринимателя или юридического лица. Также это может быть отклонение заявления о регистрации, невыдача лицензии, неправомочное ограничение права или интереса субъекта вне зависимости от определения организационно-правовой формы.
  2. Незаконное ограничение самостоятельности компании, ИП или иное вмешательство в дела компании чиновником (должностным лицом) в рамках использования служебного положения.

При рассмотрении состава преступления в расчет принимается должность лица, которое тем или иным образом препятствует предпринимателю, возможности чиновника для оказания давления на субъекта, но только при подтверждении данных обвинений.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

В соответствии с нормативным актом состав преступления по ст. 169 УК РФ формируется при выявлении следующих признаков:

  • работник контролирующего органа отказался регистрировать предпринимателя или юридическое лицо;
  • процедуру регистрации незаконно затянули;
  • срок выдачи документов на ведение деятельности просрочен без видимых законных причин;
  • на предприятие или его руководителя оказывается давление в виде наложения незаконных ограничительных действий.

Если предприниматель подает жалобу о притеснении самостоятельности, вмешательстве в работу предприятия – суд рассматривает дело по указанной статье. В число субъектов относятся не только ИП, но и ООО, ЗАО, ПАО.

Следует знать, что поводом для обращения в суд становится только незаконное притеснение или ограничение. Если нормативные акты законодательства РФ предусматривают отсрочку регистрации, выдачи лицензии и прочих документов по тем или иным законным причинам, в рассмотрении дела откажут.

Наказание для нарушителя по ч.1 ст. 169 УК РФ:

  • штраф в денежном выражении в сумме от 250 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или объем заработной платы виновного 1,5 года;
  • отказ в допуске на занятие определенных должностей, разновидностей деятельности сроком до 36 месяцев с даты принятия судебного решения с одновременной выплатой штрафа в размере до 80 тысяч рублей (или замена штрафа на официальный доход за период 1,5 года);
  • работы исправительного типа на срок до 360 часов.

Если же преступление квалифицируется как нарушение УК по части 2 ст. 169, то наказание ужесточается.

Преступнику могут вменить:

  1. Недопущение к заниманию определенной должности на срок в 3-5 лет. Срок отсчитывается только после вынесения решения суда. Также виновник выплачивает штраф в размерах до 250 тысяч рублей или объем финансов определяется по официальному доходу в течение последних 12 месяцев.
  2. Работы принудительного или обязательного порядка на срок от 480 часов до 24 месяцев.
  3. Ограничение свободы сроком на 6 месяцев.
  4. Лишение свободы (помещение в места тюремного заключения) на срок не более 36 месяцев. Минимальный срок тюремного заключения в данной статье не предусмотрен.

Сроки и размеры наказания зависят от объема причиненного ущерба. Квалифицируется преступление только решением суда, учитываются должностные обязанности виновника, мера нарушений и срок (период) оказания давления на предпринимателя или руководителя предприятия (собственника).

Отказ или уклонение от регистрации компании

Полный перечень оснований для отклонения заявления о госрегистрации бизнеса установлен п. 1 ст. 23 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

  • непредставление всех требуемых законодателем документов;
  • обращение с заявлением о регистрации в орган, не обладающий соответствующими полномочиями;
  • несоответствие названия регистрируемой компании требованиям законодательства и пр.

Установленный законодателем перечень нарушений является исчерпывающим. При этом выданное регистрирующим органом решение об отказе в регистрации, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ № 129, обязательно должно содержать ссылку на нарушения, допущенные заявителем.

Если решение было вынесено безосновательно (т. е. указанного в нем нарушения на самом деле не было) и должностное лицо действовало умышленно, используя служебное положение, его деяние может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 169 УК РФ.

Читать еще:  Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

Предпринимательство

Об уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, под которым понимаются следующие деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения:

— неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

— уклонение от выдачи разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

— ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

— незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

За совершение указанного преступления частью 1 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено альтернативное наказание в виде:

— штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

— лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

— обязательных работ на срок до 360 часов.

Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн. рублей, влекут уголовную ответственность по части 2 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением альтернативного наказания в виде:

— лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет со штрафом в размере до 250 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года:

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— принудительных работ на срок до 3 лет;

— ареста на срок до 6 месяцев;

— лишения свободы на срок до 3 лет.

Анализ практики выявления фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности показал, что состав этого преступления зачастую образуют следующие действия должностных лиц органов власти:

— незаконные отказы в предоставлении разрешений на строительство субъектам предпринимательской деятельности, приостановление либо прекращение их действия в отсутствии законных оснований;

— незаконные отказы в предоставлении хозяйствующим субъектам государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков;

— незаконные отказы государственных и муниципальных заказчиков от исполнения заключенных контрактов в одностороннем порядке, а также необоснованное отклонение заявок участников закупок;

— необоснованное проведение проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности, изъятие у них имущества, документов, применение обеспечительных мер, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности;

— незаконные отказы в предоставлении разрешительных документов, необоснованное приостановление или прекращение действия разрешений и лицензий;

— необоснованное совершение исполнительных действий (например, незаконное наложение ареста на используемое в предпринимательской деятельности имущество, стоимость которого многократно превышает долг по исполнительному производству).

Заявления о фактах воспрепятствования законной предпринимательской деятельности можно направлять в письменном виде в территориальные подразделения полиции, Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры либо Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике.

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, проявляется прежде всего в том, что в результате его совершения гражданин или организация лишаются своего права или ущемляются в праве на осуществление свободной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Применительно к непосредственному объекту данного преступления в литературе не сложилось единого понимания, в частности, указывается, что им могут являться общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательской или иной деятельности и интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления*(35); общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования государственного аппарата и аппарата местного самоуправления*(36); экономические отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, закрепленном Конституцией РФ*(37).

На наш взгляд, непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с возможностью гражданина свободно осуществлять свое право на осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом нельзя также забывать о том, что данное деяние в той или иной мере затрагивает также интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Указанные отношения будут являться дополнительным непосредственным объектом данного преступления.

Право на осуществление предпринимательской деятельности гарантировано в ст. 8 Конституции РФ, где указано, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности».

Читать еще:  Как устроен бизнес мошенников, звонящих как будто из банка

Понятие предпринимательской и иной экономической деятельности было дано выше. При этом необходимо отметить, что в литературе не раз подчеркивалась не совсем удачная формулировка данной нормы. В частности, Б.В. Волженкин указывал на то, что более удачной была бы формулировка «воспрепятствование законной предпринимательской или иной экономической деятельности».
Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, может быть как физическое лицо – индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. В ст. 23 ГК РФ сказано, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах:
1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) уклонение от их регистрации;
3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
6) незаконное ограничение самостоятельности либо незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Под неправомерным отказом в государственной регистрации или в выдаче специального разрешения (лицензии) понимается «любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность»*(38).

Под уклонением от государственной регистрации или выдачи специального разрешения (лицензии) следует понимать невыполнение должностным лицом обязанности провести регистрацию или выдать специальное разрешение при наличии всех законных оснований для этого либо в установленные сроки отказать в регистрации*(39). Оно может заключаться, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.д.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.*(40)
Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица понимается уменьшение правоспособности лиц и организаций или создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам*(41).

Под незаконным ограничением самостоятельности либо незаконным вмешательством в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, как правило, понимается ограничение права на заключения определенных видов договоров, навязывание определенных условий договоров, установление каких-либо границ при заключении договоров, требование расторжения договоров и т.д.
По конструкции данный состав преступления является формальным, т.е. оконченным с момента совершения одного из перечисленных деяний в форме действия или бездействия.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что совершает незаконные действия, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской или иной экономической деятельности, и желает их совершить.
Субъект преступления специальный – должностное лицо. Как отмечает Н.А. Лопашенко, субъектами разных форм воспрепятствования выступают разные должностные лица:
– субъектами неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации могут быть должностные лица федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
– субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи выступают должностные лица – работники лицензирующих органов;
– субъектами ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, незаконного ограничения их самостоятельности, незаконного вмешательства в их деятельность могут быть работники налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.*(42)
Обязательным признаком для привлечения должностного лица к ответственности является использование им своего служебного положения.
В ч. 2 ст. 169 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака:
– совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. При этом виновное лицо должно осознавать, что совершает данное деяние вопреки уже вступившему в законную силу судебному акту;
– с причинением крупного ущерба.
Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, крупным признается ущерб, превышающий 250 тыс. рублей. Таким образом, по отношению к последствиям необходимо также установление причинной связи. Применительно к данному квалифицирующему признаку Б.В. Волженкин справедливо замечал, «по отношению к причиненным последствиям вина может носить не только умышленный (в виде прямого и косвенного умыслов) характер, но и неосторожный характер»*(43).

Читать еще:  Привилегированный состав преступления: определение, смягчающие обстоятельства и советы юристов

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Из правоприменительных решений по делу следует, что при установлении такого признака деяния, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации, как крупный размер, определяемый в соответствии с примечанием к статье 169 данного Кодекса как сумма, превышающая 250 000 рублей, из всей суммы ввезенной М.А. Асламазян наличной валюты не вычиталась та ее часть, которая законодательством о валютном регулировании и валютном контроле разрешена к ввозу без подачи письменной таможенной декларации.

В данном случае критерием разграничения уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 188 УК РФ и административного правонарушения, квалифицируемого по статье 16.4 КоАП РФ, является стоимость перемещенных через таможенную границу Российской Федерации денежных средств. Частью 1 статьи 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250000 рублей. Согласно материалам дела гражданин Г. переместил через таможенную границу Российской Федерации иностранную валюту в сумме 16 200 долларов США, что на день совершения правонарушения превышало 250 000 рублей. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях Г. признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 188 УК РФ. Постановление о прекращении уголовного дела в отношении Г. также содержит вывод о наличии в его действиях состава уголовно наказуемого деяния.

При этом возможна совокупность преступлений, предусмотренных ст. 171, 146, 188, 327 УК РФ.

1. Ad integrazione di quanto previsto dall’articolo 1902, secondo comma, del codice civile, i contratti di assicurazione in corso di esecuzione alla data di pubblicazione nella Gazzetta Ufficiale del provvedimento di liquidazione continuano a coprire i rischi fino al sessantesimo giorno successivo.

2. Gli assicurati hanno facoltà di recesso, dopo la pubblicazione del provvedimento di liquidazione, mediante raccomandata con avviso di ricevimento. Il recesso ha effetto dal giorno successivo a quello di ricevimento della comunicazione da parte della liquidazione.

3. In deroga al comma 1, i contratti di assicurazione obbligatoria della responsabilità civile per i danni causati dalla circolazione dei veicoli a motore e dei natanti, in corso di esecuzione alla data di pubblicazione del provvedimento di liquidazione, continuano, nei limiti delle somme minime per cui è obbligatoria l’assicurazione, a coprire i rischi fino alla scadenza del contratto o del periodo di tempo per il quale è stato pagato il premio.

  • Dispositivo
  • Massime
  • Consulenza

Massime relative all’art. 169 Codice delle assicurazioni private

Cass. civ. n. 740/2002

Il decreto ministeriale di messa in liquidazione coatta amministrativa di una societ� di assicurazioni per la responsabilit� civile (anteriore alla scadenza annuale del contratto di assicurazione, ma successivo al termine contrattualmente previsto per la disdetta � da inviare almeno tre mesi prima della scadenza �) non incide sul tacito rinnovo del contratto gi� verificatosi e perci�, ai sensi dell’art. 8 della legge 26 febbraio 1977, n. 39, i rischi derivanti dalla circolazione del veicolo sono coperti fino alla successiva scadenza del contratto (o del periodo di tempo per il quale � stato pagato il premio), n� opera il divieto di rinnovo dei contratti, sancito dal previgente art. 16 della legge 24 dicembre 1969, n. 990, a decorrere dalla data di pubblicazione del decreto di liquidazione coatta amministrativa sulla Gazzetta Ufficiale, essendo l’obbligazione a carico della societ� sorta quando essa era ancora in bonis. Pertanto, l’agente della medesima � legittimato alla riscossione del premio, e al rilascio del certificato e del relativo contrassegno assicurativo, che per la sua natura sostanziale e pubblicistica, non ammette alcuna possibilit� di accertamento dell’inesistenza del contratto, mentre la sua esposizone sul veicolo costituisce pubblicit� idonea e sufficiente per l’affidamento dei terzi sulla copertura assicurativa.

  • Dispositivo
  • Massime
  • Consulenza

SEI UN AVVOCATO?
AFFIDA A NOI LE TUE RICERCHE!

Sei un professionista e necessiti di una ricerca giuridica su questo articolo? Un cliente ti ha chiesto un parere su questo argomento o devi redigere un atto riguardante la materia?
Inviaci la tua richiesta e ottieni in tempi brevissimi quanto ti serve per lo svolgimento della tua attività professionale!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector