Bp-samara.ru

БП Самара
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

С 1 января 2021 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему—либо) — первоначальное формирование способности к чему—либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта; 2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности; 3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности; 4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Читать еще:  Можно ли родителям присутствовать в ЗАГСе – приметы и традиции

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Читать еще:  Юристы «с большой дороги»: как мошенники обманывают пенсионеров

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Преимущества программы

  • Уникальное содержание программы обучения, учитывающее современные потребности рынка труда и реалии дистантного и онлайн образования
  • Высокопрофессиональное кадровое обеспечение учебного процесса ведущими докторами наук, профессорами, доцентами, авторами учебников, учебных пособий, разработчиками инновационных технологий (доктор педагогических наук, профессор Филичева Т.Б., доктор психологических наук, профессор Левченко И.Ю., доктор педагогических наук, профессор Туманова Т.В., доктор психологических наук, профессор Ткачева В.В., доктор психологических наук Волковская Т.Н., доктор педагогических наук, профессор Баряева Л.В., доктор педагогических профессор Андронова-Арутюнян Л.З., кандидат психологических наук Бутко Г.А., кандидат педагогических наук Соболева А.В. ведущий научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий профессор кафедры логопедии МПГУ, Вице-президент «Ассоциации фониатров и фонопедов” Орлова Ольга Святослава, доцент , старший научный сотрудник научного центра медицинской реабилитации ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» Ларина Ольга Данииловна и многие другие). Приглашенные лекторы – доктора наук из Канады, Израиля, Кипра, Польши, Греции и т.д.
  • Наличие у каждого слушателя программы персонального куратора, обеспечивающего эффективное взаимодействие на протяжении всего учебного курса
  • Предоставление каждому слушателю доступа к электронным образовательным ресурсам, содержащим авторские методики лекторов, их видеозаписи, практические материалы и т.д.
  • Овладение современными аппаратными, компьютерными, информационными технологиями, сетевыми и коммуникационными ресурсами в контексте потенциала их применения в области нейродефектологии
  • Проведение целевых стажировок непосредственно на рабочих местах в государственных и негосударственных учреждениях разного профиля

Категория обучающихся: наличие высшего образования, опыт работы в профессиональной области приветствуется

Сознательные механизмы самозащиты

Психологи на своих индивидуальных занятиях настаивают на том, что каждому необходимо учиться полноценно выражать свои чувства и эмоции. Необязательно это делать в беседе с живым слушателем. Иногда достаточно выразить переживания в письме, самым полным образом описав причины и следствия случившегося. Не стесняясь и не боясь критики со стороны бумаги, удастся выложить весь негатив, это помогает освободить душу от тяжести тревоги. Сама проблема от этого не уйдет и не решится, но психологически ее легче будет пережить.

Читать еще:  Налоговый вычет из зарплаты: виды, расчет, получение

Самомассаж

Тревожное расстройство личности

Устранять нервное напряжение успешно можно с помощью самомассажа. Психотерапевты его характеризуют как расслабляющую манипуляцию с телом, помогающую снять мышечный тонус, часто возникающий в стрессовых ситуациях. Если шокирующее известие, спазмирующее мышцы, мешает выбраться из опасной обстановки, сковывая движения, даже непродолжительный массаж в краткий срок приведет в норму координацию движений.

Релаксация

Любой, даже непродолжительный, стресс нарушает работу нервной системы. Обязательно нужно находить в ежедневном ритме полчаса на расслабление. В этот период можно моделировать желаемый исход событий, мечтать о путешествиях или приятных встречах. При этом важно, чтобы в комнате не было яркого света, шума или неприятного запаха. Можно в качестве фона использовать любимую неэнергичную музыку.

Дыхательная гимнастика

Дыхание имеет особую характеристику среди специалистов в области психологии. Примером обязательной дыхательной гимнастики является предоставление путешественникам, переживающим волнение или стресс, бумажных пакетов для осуществления ограниченного по объему воздуха вдоха-выдоха. В других случаях полезно делать привычный, но небыстрый вдох, после которого следует медленный и протяжный выдох.

Дополнительная информация. Если сложно реализовать такую разновидность гимнастики, можно воспользоваться техникой тихого пения. Не важно, есть слух и голос у человека или нет, петь нужно шепотом, еле слышно. Это избавит от психосоматических последствий стресса.


Пение шепотом

Важно уметь развивать свои скрытые эмоциональные способности для полноценного их использования и рационализации. Не советуют психотерапевты держать в себе любые переживания, даже незначительные. В случае отсутствия близкого друга, которому можно доверить душевные терзания, не стоит пренебрегать бумагой и ручкой, как способом самоочищения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector