Bp-samara.ru

БП Самара
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выплаты опекунам: недееспособных взрослых, инвалидов, детей.

Пособие по уходу за инвалидом

Показатель социальной зрелости государства – это забота о людях, которые потеряли трудоспособность или не обладали ею с детства. Как правило, такие люди и граждане старше 80 лет нуждаются в постоянном уходе и заботе. Зачастую они не могут самостоятельно себя обслуживать, их жизнь зависит от других людей. В этом случае инвалиду назначается официальный опекун, который будет ухаживать за ним. Это поощряется государством посредством специальных льгот и социальных выплат. Об этом и будет наша статья.

Кто может иметь пособие по уходу за инвалидом

За инвалидами могут ухаживать опекуны и помощники. Опекуны – законные представители граждан с ограниченными возможностями. Они действуют в интересах подопечного без доверенности. Основанием для представления интересов инвалидов, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц служит «Акт о назначении…». Документ выдает и удостоверяет орган опеки. Назначение опекунства над взрослыми недееспособными людьми происходит по решению суда.

Права и обязанности опекунов определяются ст.15 ФЗ от 24.04.2008 №480-ФЗ. Претенденты должны быть совершеннолетними и дееспособными.

Ухаживать за инвалидами также могут помощники (исключение – инвалиды детства I группы). Например, кто-то из родственников или третьи лица. Нетрудоспособный субъект самостоятельно определяет объем помощи. Помощникам полагаются выплаты на весь период ухода за инвалидом (Указ президента РФ от 26.12.2006 №145). Пособие выплачивается даже в том случае, если помощник проживает отдельно от подопечного.

Помощником может быть любое физическое лицо старше 14 лет. Человек должен быть трудоспособным, но не работать и не получать пенсию или пособие по безработице.

На заметку! Под недееспособностью подразумевается неспособность человека понимать значение собственных действий, и контролировать поступки. Уход за недееспособными лицами осуществляют опекуны.

Размер разовых выплат для опекунов ребенка

Опекуны несовершеннолетних получают несколько видов выплат. Их можно разделить на следующие группы:

  • Ежемесячное пособие;
  • Единоразовая выплата;
  • Региональные пособия для детей, взятых под опеку;
  • Вознаграждение для приемных родителей.

Суммы выплат за опекунство установлены Федеральным Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 N 74), с 01 февраля 2019 года единоразовое пособие семье, взявшей ребенка на воспитание, установлено в размере 17 479,73 рублей. Размер таких разовых выплат государство ежегодно индексирует. В некоторых регионах страны за опекунство выплачивают бОльшую разовую сумму, обусловленную существованием районного коэффициента.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, выплачивается разовое пособие семье в размере 133 559 рублей 36 копеек по состоянию на 2019 год.

Например, в столице Постановлением Правительства г. Москвы N 1525-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год» предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 12 000 рублей. Для других регионов эта сумма будет отличаться, необходимо смотреть региональные законодательные акты.

КС: Родитель совершеннолетнего ребенка-инвалида вправе получать повышенную страховую пенсию по старости

22 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 20-П по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях по жалобе гражданки Инны Дашковой.

Повод для обращения в Конституционный Суд

Инна Дашкова является опекуном родного сына 1999 г. рождения, которого в 2002 г. признали ребенком-инвалидом, а спустя 15 лет – инвалидом с детства I группы. Кроме того, в 2015 г. суд признал ребенка недееспособным.

В период до июня 2017 г. включительно женщина получала ежемесячную денежную выплату как неработающее трудоспособное лицо, занятое уходом за ребенком-инвалидом. После достижения заявительницей 50 лет ей как матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, была досрочно назначена страховая пенсия по старости. Размер этой выплаты, по информации УПФР, составил 9829,28 руб. (в том числе 6406,81 руб. – фиксированная выплата к данной пенсии с учетом ее повышения на одного иждивенца). Однако начиная с августа 2017 г. фиксированная выплата стала начисляться в стандартном размере – 4805,11 руб., при этом суммарный размер пенсии составил 8227,58 руб.

Впоследствии суды отказали Инне Дашковой в установлении факта нахождения сына на ее иждивении и в перерасчете страховой пенсии по старости, посчитав, что правовые основания для повышения фиксированной выплаты к назначенной заявительнице страховой пенсии по старости отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что размер получаемых истицей социальных выплат (включая социальную пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату инвалиду I группы, ежемесячную компенсационную выплату на уход и ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг) превышает размер страховой пенсии по старости, назначенной самой заявительнице. Таким образом, суды сочли, что доход гражданки, состоящий исключительно из вышеуказанной пенсии, не может рассматриваться как постоянный и основной источник средств к существованию ее сына, который в силу этого не может быть признан иждивенцем матери. Сам же по себе факт нетрудоспособности сына-инвалида, подчеркнули суды, не мог служить достаточным доказательством для признания его находящимся на иждивении матери. Впоследствии кассационные инстанции (в том числе Верховный Суд РФ) отказались рассматривать соответствующие жалобы гражданки.

Читать еще:  Как осуществляется уход за престарелыми родителями старше 80

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд Инна Дашкова указала, что согласно ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 этого же закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной 1/3 суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

По мнению Инны Дашковой, истолкование судами при разрешении ее дела вышеуказанной нормы как предполагающей необходимость доказывания факта нахождения сына – инвалида с детства I группы, признанного судом недееспособным, на иждивении матери свидетельствует о неопределенности ее содержания. Соответственно, все это обусловливает необходимость выявления конституционно-правового смысла такого законоположения, который позволил бы установить заявительнице фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере и тем самым устранить нарушение ее конституционного права на социальное обеспечение.

Исходя из этого, женщина оспаривала конституционность ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях в связи со снижением размера фиксированной выплаты к установленной ей страховой пенсии по старости ввиду невозможности отнесения ее сына, являющегося инвалидом с детства I группы и признанного судом недееспособным, к пятой категории нетрудоспособных иждивенцев, несмотря на нуждаемость его в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), а также продолжение фактического осуществления такого ухода его матерью после достижения им совершеннолетия.

Выводы Конституционного Суда

После изучения материалов дела высшая судебная инстанция напомнила, что повышение фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости и инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии. Соответственно, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.

Таким образом, факт нахождения детей, не достигших 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в отличие от иждивения родителей детей, объявленных полностью дееспособными или достигших вышеуказанного возраста. Данный подход распространяется и на детей-инвалидов, а также совершеннолетних граждан, которые являются инвалидами с детства, так как эти лица априори не признаются состоящими на иждивении своих родителей.

При продолжении фактического осуществления гражданином ухода за своим ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории «инвалид с детства» право на повышенную фиксированную выплату к установленной такому родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что ребенок по-прежнему находится на его иждивении. Такой подход, отметил КС, актуален и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре).

Конституционный Суд указал на наличие противоречивой судебной практики относительно понимания условий признания такого инвалида находящимся на иждивении своего родителя. Так, он подчеркнул, что некоторые суды исходят из необходимости сопоставления совокупного размера дохода инвалида с детства и размера дохода его родителя. «При таком подходе, если размер дохода инвалида с детства превышает размер дохода его родителя (а такая ситуация вполне возможна при отсутствии у родителя инвалида с детства иных источников дохода, кроме страховой пенсии по старости), суды принимают решения об отсутствии возможности получения инвалидом с детства от своего родителя такой помощи, которая представляла бы для него постоянный и основной источник средств к существованию, а значит – и об отсутствии правовых оснований для признания его находящимся на иждивении своего родителя», – отмечено в постановлении.

В то же время, отметил Суд, имеются и противоположные судебные решения, предполагающие повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, в силу самого признания конкретного инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя. При этом состояние иждивенства ребенка по отношению к его родителю презюмируется и после достижения им совершеннолетнего возраста, а также признания его инвалидом с детства. Такое понимание позволяет сохранять родителю, осуществлявшему уход за ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и признания его инвалидом с детства, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.

В этой связи Конституционный Суд признал оспариваемую норму неконституционной в той мере, в какой она в силу неопределенности, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения последним совершеннолетия и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при том что он фактически продолжает ухаживать за своим ребенком. Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в законоположение в целях устранения его неопределенности, КС РФ также распорядился о пересмотре судебных дел заявительницы.

Читать еще:  Особенности езды без страхового полиса ОСАГО после приобретения автомобиля

Эксперты «АГ» поддержали выводы Суда

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова полагает, что постановление КС РФ будет иметь важное значение для формирования единообразной практики судов. «Важнейшие выводы Конституционного Суда сводятся к следующему: поскольку оспариваемое заявительницей положение не содержит понятия иждивения и не определяет круг лиц, признаваемых иждивенцами для фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере, оно подлежит применению в системной взаимосвязи с другими нормами Закона о страховых пенсиях», – отметила она.

Эксперт подтвердила, что в текущей судебной практике действительно не сложилось единого подхода в признании инвалида иждивенцем при решении вопроса о праве на повышение фиксированной выплаты для его родителей. «Многие суды отказываются признавать инвалида иждивенцем, если размер его дохода превышает родительский», – констатировала Екатерина Болдинова.

По мнению адвоката, партнера международного центра защиты прав Globallaw Евгения Мацака, Конституционный Суд обоснованно указал, что оспариваемая заявительницей норма не соответствует Конституции РФ, поскольку родители с детьми на иждивении должны находиться в равных условиях. «Недопустимо отказывать в выплате повышенной пенсии по причине одного лишь формального превышения размера дохода инвалида с детства размера дохода его родителя. Родитель ставшего совершеннолетним ребенка-инвалида I группы по-прежнему ухаживает за ним и несет повседневные траты на его содержание, поскольку сам инвалид за собой ухаживать не может. Если денег, которые такой инвалид получает от государства, недостаточно, дополнительные расходы покрывают родители. Высказанная КС РФ позиция важна для большого количества родителей детей-инвалидов и хоть немного, но позитивно скажется на их финансовых возможностях», – заключил эксперт.

Выплаты опекунам несовершеннолетних детей

По закону под опеку берутся малолетние дети, не достигшие 14 лет. Над подростками 14-17 лет устанавливается попечительство. В 18 лет человек, не страдающий психическими отклонениями, приобретает полную дееспособность, и уже способен самостоятельно за себя отвечать (Гражданский кодекс, ст. 21, 32, 33).

О том, какие выплаты положены опекуну ребенка, сообщается в нескольких нормативных актах. Главный из них – федеральный закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. В нем перечислены основные государственные пособия, выплачиваемые россиянам, имеющим детей. Однако выплаты опекунам в коронавирус (во время коронавирусных ограничений) были расширены в связи с осложнившейся экономической ситуацией. Большинство новых пособий носит временный характер,они введены, чтобы материально поддержать граждан с детьми в трудный момент.

Выплаты родителям, опекунам, как правило, идентичны по размеру. Однако на некоторые виды государственной поддержки опекуны претендовать не вправе. Например, им не положена субсидия, выплачиваемая из федерального бюджета на погашение ипотечного кредита семьи, где появился третий или последующий ребенок — в соответствии с законом № 157-ФЗ от 03.07.2019.

Выплаты опекунам несовершеннолетних 2020 года представлены в нашей таблице, с учетом произведенных индексаций:

Вид пособия, выплачиваемого опекунам детей

Сумма выплаты (в рублях)

Единовременная выплата опекунам (ЕВО) при передаче в семью:

Ст.12.2 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995, ПП РФ от 29.01.2020 №61

ЕВО при передаче ребенка в семью (во всех других случаях).

Минимальное ежемесячное пособие на опекаемого ребенка до полутора лет (независимо от того, трудоустроен опекун или нет, а также от «очередности» появления ребенка).

Ст.15 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995

Ежемесячные выплаты опекунам на малыша до полутора лет (если опекун застрахован, то есть, за него платятся страховые взносы ФСС).

40% от среднего заработка.

Максимальное пособие на опекаемого малыша до полутора лет для неработающих опекунов.

Максимальное пособие на опекаемого малыша до полутора лет для работающих опекунов.

Ежемесячное пособие, выплачиваемое на ребенка военнослужащего-призывника (до 3-х лет). Выплаты опекунам детей полагаются, если мать малыша умерла, лишена родительских прав, недееспособна или по другим причинам не может ее получать.

Ст. 12.5, 12.7 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995, ПП РФ от 29.01.2020 №61

Ежемесячные выплаты опекунам детей-инвалидов до 18 лет (полагаются, если опекуны трудоспособны, но не могут устроиться на работу из-за необходимости постоянного ухода за больным ребенком).

Указ Президента России № 175 от 26.02.2013 (в ред. от 07.03.2019).

Ежемесячные выплаты детям, постоянно проживающим на территориях, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы (в зонах с правом на отселение).

Ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 (о социальной защите «чернобыльцев»).

Единовременные выплаты опекунам в связи с коронавирусом на детей в возрасте от 3 до 16 лет (перечисляются на каждого ребенка указанного возраста, имеющего российское гражданство).

Читать еще:  Какие положены выплаты и льготы детям-инвалидам и их родителям

Выплаты до 16 лет осуществляет ПФР (Пенсионный фонд России). За их назначением в ведомство можно обратиться до 1 октября 2020 года.

Указ Президента № 317 от 11.05.2020.

Временные выплаты на детей до 3 лет – за апрель, май и июнь 2020 года.

5000 (за каждый месяц)

Временные выплаты опекунам в пандемию взявшим к себе на временное проживание (под временную опеку) детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения – за апрель, май и июнь 2020 года.

Данное пособие полагается волонтерам, работникам социальных учреждений, иным гражданам, ставшим временными опекунами для несовершеннолетних детей, если опека длилась не менее 7 дней в календарном месяце

Постановление Правительства № 797 от 30.05.2020.

Заявление на выплату опекуну нужно подать либо в Пенсионный фонд, либо в органы социальной защиты – в зависимости от вида пособия. На региональном уровне опекунам обычно выплачиваются дополнительные денежные суммы на содержание несовершеннолетних подопечных. Например, в Санкт-Петербурге предусмотрены ежемесячные выплаты из городского бюджета на детей, находящихся под опекой. Выплаты опекунам в 2020 году составляют 10444 руб. (на каждого ребенка) – ст.15 Социального кодекса СПб.

○ Способы оформления опекунства.

Чтобы начать ухаживать за больным человеком, нужно придерживаться процедуры оформления опекунства.

✔ В каких органах оформляется опекунство.

Полная опека оформляется через суд. Для этого будущий опекун, родственник инвалида, медицинское учреждение или орган опеки обращаются туда с заявлением. Больному человеку суд назначает медицинскую экспертизу, на основании которой выносится заключение о необходимости установления инвалиду опекунства. Будущий опекун подает в органы опеки документы, свидетельствующие о том, что он сможет ухаживать за больным человеком. Далее проводится слушание дела о назначении недееспособному человеку опекуна. Он избирается судом по согласованию с органами власти.

Если у инвалида нет психических отклонений, обращение в суд не требуется. В органы опеки подается заявление о назначении гражданину, требующему постороннего ухода, помощника. В течение месяца избранный опекун утверждается решением органа власти.

✔ Какие документы необходимо предоставить?

Документы от опекуна:

  • Паспорт.
  • Автобиография.
  • Характеристика с места трудоустройства.
  • Выписка из домовладения.
  • Медицинское заключение, свидетельствующее об отсутствии проблем со здоровьем.
  • Акт обследования жилищных условий и согласие членов семьи опекуна на прием инвалида в семью.
  • Справка о несудимости.
  • Справка о доходах.
  • Паспорт.
  • Заключение МСЭ о присвоении группы инвалидности.
  • Решение суда о признании лица недееспособным.
  • Выписку из домовладения.
  • Данные из ПФР о размере пенсии.
  • Данные о собственности, принадлежащей инвалиду(например, Выписка из ЕГРН).

Размер выплат опекуну

Пособия на содержание детей, взятых под опеку (попечительство), выплачиваются ежемесячно за счет средств регионального бюджета субъекта РФ. Для назначения выплат опекуну ребенка необходимо обратиться в управление социальной защиты по месту жительства опекаемого. Суммы и размеры пособий регулируются на уровне субъекта РФ. К примеру, в Москве постановлением правительства №735-ПП от 09.12.2014 года назначены следующие размеры ежемесячной материальной помощи на содержание подопечных:

  • на детей до 12 лет – 15000 руб.
  • на детей старше 12 лет – 20000 руб. (если приемных детей в семье более трех, то указанные суммы увеличиваются на 3000 руб.).
  • для детей – инвалидов эта сумма составляет — 25000 руб.

В 2018 году суммы пособий остались на уровне 2014 года.

Для Московской области на этот случай законом №162/2008-ОЗ от 31 октября 2008 года ( В редакции Закона Московской области №25/2013-03 от 28.03.2013 г.) установлены такие размеры выплат для приемных родителей:

  • 12650 руб. до 3-х лет и 9200 руб. после 3-х лет, если несовершеннолетний относится к первой или второй группе здоровья (не путать с инвалидностью).
  • 25000 руб. для подопечных детей, отнесенных к группе здоровья с третьей по пятую.

Кроме вышеназванного, Семейный кодекс Российской Федерации допускает опеку (попечительство) в форме передачи ребенка в приемную семью.

Для этого уполномоченный орган заключает определенный договор с приемными родителями, согласно которому последние получают денежное вознаграждение за воспитание подопечных детей. Своеобразная заработная плата от государства. Размер выплаты устанавливается на уровне региона проживания с учетом группы здоровья подопечного ребенка.

В Московской области приёмной семье один раз в год выплачивается материальная помощь на организацию отдыха детей в размере 4600 руб. на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми в размере 6900 руб. на каждого члена приемной семьи. Опекунам, попечителям, приемным родителям один раз в год выплачивается денежное пособие на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и других предметов первой необходимости, а также на оплату жизненно необходимых услуг для детей. Размер и порядок выплаты материальной помощи, пособия устанавливается Правительством Московской области.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector