Bp-samara.ru

БП Самара
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё о ликвидации последствий ЧП в Норильске: ответы на главные вопросы

Что произошло на Таймыре?

Что произошло?

29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащем ПАО ГМК «Норильский никель», произошёл разлив дизельного топлива: в почву и воду попало больше 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Это первая (!) авария такого крупного масштаба в заполярной Арктике. В стране объявлен режим ЧС федерального уровня.

Из-за чего произошла авария?

Сейчас в причинах разбирается Следственный комитет, Росприроднадзор, Ростехнадзор и другие службы, но уже можно предположить, что к аварии привёл комплекс факторов.

Во-первых, это неустойчивый грунт из-за таяния вечной мерзлоты. Такая проблема характерна для Арктической зоны в условиях глобального изменения климата. Процессы наблюдаются уже давно, их интенсивность растёт. Поэтому компании обязаны проводить мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение инфраструктуры.

Во-вторых, аварии можно было избежать, если бы соблюдались все правила промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных объектов. Здесь, безусловно, есть и роль человеческого фактора.

В-третьих, к комплексу причин можно отнести отсутствие эффективного экологического и технологического надзора со стороны государства. Сейчас сложно провести внеплановую проверку предприятий — для этого необходимо получить разрешение прокуратуры.

Власти говорят, что для ликвидации аварии нужна пара недель. Это правда?

Сроки начального этапа ликвидации последствий аварии могут занять недели или месяцы, но в результате может быть собрано не более 10% нефтепродуктов. После ликвидации последствий компания должна подготовить проект по рекультивации пострадавшей окружающей среды. Восстановление почвенного покрова может занять несколько летних сезонов, ведь в условиях Арктики работать можно только в короткое лето. Но здесь важно понимать, что оставшиеся в природе нефтепродукты будут отравлять водные экосистемы ещё долгие годы.

Какова стоимость ущерба?

По расчётам Гринпис экологический ущерб только водным объектам на Таймыре превышает 6 млрд (без учёта повышающих коэффициентов). С их учётом, а также с учётом ущерба почве и атмосфере сумма может составить десятки миллиардов. Прокуратура усматривает в произошедшем признаки уголовного преступления.

Какой урон природе нанесёт эта авария?

В первую очередь пострадает ихтиофауна, то есть рыба. Сейчас предельно допустимые концентрации (ПДК) дизельного топлива в воде вблизи места аварии превышены в десятки тысяч раз, никакая рыба в этой зоне не выживет. Кроме того, могут пострадать птицы, которые садятся на воду, и животные, которые её пьют. Дизельное топливо осядет на дно и в период половодья загрязнит значительную территорию.

Чем опасно таяние вечной мерзлоты?

В зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы, ядерные реакторы, которые находятся в зоне риска разрушения. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномёрзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7400 аварий в год, в том числе порядка 1900 в Ханты-Мансийском АО. Учёные предупреждают, что 45 % месторождений нефти и газа в российской Арктике находится в зоне высоких рисков, где прогнозируемое таяние вечной мерзлоты до 2050 года может нанести серьёзный ущерб инфраструктуре.

Можно ли заменить дизельное топливо в Арктике?

Сейчас дизельное топливо — это основа промышленности в Арктике. Дизель используют на транспорте, так как он менее прихотлив, а также для получения электрической энергии на удалённых территориях. Разлившееся дизтопливо на ТЭЦ-3 было резервным.

Риски, связанные с дизельным топливом, начинаются с момента его транспортировки: это тысячи километров пути до удалённых районов Севера. В этот момент может произойти разгерметизация цистерн, и тогда нефтепродукты попадут в хрупкую северную природу. Привезённое топливо хранится в различных по объёму резервуарах, которые расположены в том числе на вечной мерзлоте. Это потенциально также может привести к их разливу и загрязнению окружающей среды.

Альтернативой дизельному топливу может стать возобновляемая энергетика. Уже сейчас в российской Арктике есть успешные примеры использования ветровых и солнечных станций. Например, в Тикси недавно запустили ветростанцию. Норильский регион обладает одним из самых высоких потенциалов для развития ветроэнергетики. Ветровые станции могут производить электрическую энергию, которую также можно использовать для теплоснабжения. Стабильную выработку электроэнергии могут поддерживать литий-ионные батареи и водород, получаемый за счёт ветровой энергии.

Параллельно с заменой ископаемого топлива возобновляемой энергией необходимо исключить потери энергии — сейчас система её потребления крайне неэффективна. По оценкам генерального директора Центра энергоэффективности – XXI век И. А. Башмакова, только за счёт ликвидации проблем с отоплением и модернизации систем освещения в северных регионах можно было бы сэкономить 35–45 % электроэнергии. Потенциал экономии тепла ещё значительнее и вместе с утеплением фасадов зданий может достичь 60–70 %.

Как не допустить подобных ситуаций в будущем?

В приоритете должна быть экологическая безопасность, а не интересы бизнеса. Сейчас мы видим обратную ситуацию и страшный пример, к чему это может привести. Российское отделение Greenpeace отправило письмо в Правительство с требованиями:

  • Поручить Росприроднадзору РФ и Ростехнадзору РФ незамедлительно провести внеплановую проверку соблюдения законодательства (включая проверку соблюдения технических нормативов) на всех объектах в Арктике, содержащих значительное количество нефти или нефтепродуктов.
  • Обеспечить и взять под контроль объективное проведение расчётов вреда произошедшей аварии, а также взыскание этого вреда в полном объёме.

Также Гринпис направил обращение в Государственную Думу с требованием внести предложения по изменению действующих федеральных законов, которые бы включали:

  • отмену необходимости согласования с органами прокуратуры проведения внеочередных проверок в области охраны окружающей среды;
  • введение обязанности органов государственного надзора в области охраны окружающей среды проводить проверки при получении информации (как в виде обращений, так и в публикациях) о возможных существенных угрозах населению и окружающей среде;
  • введение ответственности сотрудников органов государственного надзора в области охраны окружающей среды при отказе от проведения проверок в указанных выше случаях.

Чем я могу помочь?

Авария на Таймыре показывает, что нельзя и дальше ослаблять экологическое законодательство. Уже сейчас мы видим, что система не работает, а предложения ассоциации российского крупного бизнеса по дальнейшему ослаблению экологического надзора и одобрение этих предложений правительством могут привести к ещё более печальным последствиям. Сейчас самое время задуматься над тем, чтобы усилить экологический надзор и предотвратить подобные катастрофы в будущем. С этим согласны уже 43 тысячи человек. Присоединяйтесь и вы.

ЧП в Норильске. Как «рядовая» авария стала экологической катастрофой

Норильск всё чаще нарекают городом с багровыми реками. Видимо, судьба промышленного города была предрешена давным-давно.

Недавняя авария на ТЭЦ-3 «НТЭК» – очередное тому доказательство. Масштабная утечка дизтоплива станет триггером для властей, бизнес-структур и местных жителей даже не на годы, а на десятилетия. И в перспективе получить звание самой крупной экологической катастрофы в Заполярье.

Что случилось в Норильске?

Авария на ТЭЦ-3 структуры «Норникеля» «НТЭК» произошла днём 29 мая 2020 года. В сети появилась скромная информация об утечке дизельного топлива одного из резервуаров.

Тогда ещё неизвестное количество нефтепродуктов разлилось за пределы хранилища. По стечению обстоятельств вблизи проезжал автомобиль, который угодил в зону разлива горючего. Произошло возгорание, которое распространилось на территорию площадью примерно 300 м 2 .

В пресс-службе «Норникеля» поспешили объявить, что пожар быстро потушили и сражу же начали собирать нефтепродукты. На тот момент ЧП казалось рядовым. Ведь локальные утечки нефтепродуктов происходят по всей России чуть ли не ежедневно. На их фоне сухой рапорт компании с заверениями об «исключении попадания дизтоплива в окружающую среду» явно не намекал на серьёзные последствия.

Тем не менее, в Норильске и на Таймыре 1 июня был введён режим ЧС (на тот момент межмуниципального уровня). Но к делу подключились экологи, и тут началось самое интересное.

Буквально на следующий день в Гринпис опубликовали космоснимки, на которых невооружённым взглядом видно, что тонны нефтепродуктов попали в реки Амбарная и Далдыкан и движутся в сторону Карского моря.

Уже тогда в Гринпис нарекли утечку в Норильске крупнейшей экологической катастрофой, когда-либо зафиксированной в заполярной Арктике.

Фото с багровыми реками, доподлинно свидетельствующие о крупной аварии, региональные власти игнорировать были не в силах. Параллельно запестрели ужасающими снимками норильской природы соцсети. Местные жители встревожились не на шутку и потребовали вынести произошедшее на федеральный уровень.

Читать еще:  Образец изменение предмета иска в арбитражном процессе

И только тогда, спустя двое суток, начались разбирательства. Общественность узнала, что на деле разлилось «всего-то» 20 тысяч т дизтоплива, из которых 6 тысяч т попало в грунт, а 15 тысяч т – в ближайшие водоёмы. О локальном ЧП уже не могло быть и речи.

Утечка топлива – утечка информации

Уже 3 июня губернатор Красноярского края Александр Усс выступил со скандально известным докладом перед президентом. Реакцию на выступление он получил, мягко говоря, негативную.

«Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там всё в порядке со здоровьем?», – обрушился Владимир Путин на главу региона.

После негодования президента был объявлен режим ЧС федерального уровня. В тот же день в Генпрокуратуре сообщили о возбуждении четырёх уголовных дел: за порчу земли, загрязнение вод, нарушение правил охраны окружающей среды и чуть позже – за халатность.

В ходе расследования был задержан начальник котлотурбинного цеха Норильской ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин, который, кстати, занимал этот пост менее полугода. СК РФ обвинил мужчину в нарушении правил охраны окружающей среды на производстве.

А в адрес гендиректора «НТЭК» вынесли предостережение о недопущении нарушений при эксплуатации особо опасных объектов.

Активисты создали на платформе change.org петицию с требованием освободить Вячеслава Старостина, под ней подписались более 30 тысяч человек.

В «Норникеле» с молниеносной скоростью опубликовали алиби. В пресс-службе компании 3 июня сообщили, что «НТЭК» якобы доложила о ЧП во все инстанции в день аварии.

Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин 5 июня признал, что краевое руководство действительно узнало о ЧП в тот же день, но по предоставленной информации нельзя было оценить весь масштаб катастрофы. Тем более, что на задаваемые вопросы власти получали «уклончивые» ответы.

У главы МЧС Евгения Зиничева позиция иная. По его словам, ведомство уведомили об аварии лишь спустя 2 дня. Об этом также заявлял Александр Усс: он утверждает, что тоже узнал о ситуации в Норильске 31 мая – причём из соцсетей.

Восстановление истинной хронологии событий по-прежнему находится на стадии споров и внутренних разбирательств. Главное, что в место ЧП, пусть и с опозданием, но устремились все от мала до велика – МЧС, спасательные отряды «Газпром нефти» и «Транснефти-Сибирь», Морская спасательная служба.

Чтобы «держать ситуацию на личном контроле», на место приезжали представители власти во главе с губернатором Красноярского края, министр МЧС Евгений Зиничев, глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Приехала даже делегация коренных малочисленных народов Севера для оценки работ по ликвидации разлива дизтоплива.

Причина аварии в Норильске

Предварительная версия причины утечки дизтоплива Генпрокуратуры – разгерметизация резервуара: всему виной просадка грунта и бетонной площадки под ним. Самое логичное объяснение утечки дизтоплива – устаревшее оборудование, ведь повредившийся бак «НТЭК» эксплуатировала с 1985 года.

Версию об износе оборудования представили в Ростехнадзоре. Отчасти с такой причиной согласился Владимир Путин. В разговоре с главой «Норникеля» Владимиром Потаниным он заявил, что своевременная замена цистерны могла бы предотвратить экологическую катастрофу.

На восстановительные работы «Норникелю» придётся выложить по меньшей мере 10 млрд рублей. Депутат Госдумы Александр Якубовский предложил следственному комитету отстранить на время следствия ответственных «за бездействие» на ТЭЦ-3, в том числе – самого Владимира Потанина.

Но и в этом вопросе наружу вскрылись довольно противоречивые факты. Например, что Ростехнадзор ещё в 2017-2018 годах выявил 33 нарушения эксплуатации нефтяных хранилищ на ТЭЦ-3. По данным ведомства, «НТЭК» должна была отремонтировать опасные объекты в 2015-2016 годах, но этого не сделала.

Примечательно, что речь шла о резервуарах № 2 и № 3, а повредился бак № 5. Гипотеза с износом резервуара некоторым показалась странной. По мнению источников «Regnum», нарушения, которые Ростехнадзор фиксировал в отчётах, – «стандартная ситуация для многих российских промышленных предприятий».

«Обычно такие незначительные нарушения всегда находятся на контроле у самих компаний и устраняются в рамках ежегодного плана по обслуживанию инфраструктуры», – цитирует агентство первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала.

Источник «РБК», близкий к ведомству, заявил, что Ростехнадзор в принципе не мог проводить проверку резервуара, поскольку по решению администрации «НТЭК» цистерна была выведена в ремонт, и в данном случае Ростехнадзор не полномочен её осматривать. По его словам, бак № 5 по сей день находится в ремонте – судя по отчётам о производственном контроле предприятия.

Первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко утверждает, что резервуар ремонтировали в 2018 году, тогда же была пройдена экспертиза промышленной безопасности. А в 2019 году хранилище проверяли в рамках подготовки к отопительному сезону.

Дальше – больше. В «Норникеле» в первом сообщении об инциденте отмечали, что резервуар эксплуатировался «НТЭК» «без нареканий». Разгерметизация ёмкости, по версии владельцев, произошла из-за проседания фундамента и опор, вызванного таянием мёрзлого грунта в связи с аномально тёплыми температурами.

Теорию о погодном факторе поддержала часть экологического сообщества. Так, в организации «Альянс зелёных» подтвердили, что климатические изменения «активно происходят в Арктической зоне».

В Гринписе яростно отреагировали на «веяния погоды», вызвавшие разгерметизацию бака. Хоть таяние мёрзлых грунтов имеет место быть, для владельцев резервуара это не оправдание. В организации аргументируют свою позицию тем, что ещё в 2009 году предупреждали о глобальных изменениях климата в арктической зоне.

Гринпис более десяти лет назад прогнозировал, что к 2030 году таяние мёрзлых грунтов в районе Норильска увеличится как минимум на 30-50% от уровня начала 2000-ых годов. И уже тогда можно было предвосхитить аварии, связанные с повреждениями разного рода сооружений.

«Компания [«НТЭК»] не могла быть не в курсе рисков, поэтому была обязана проводить более тщательный мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение опасной инфраструктуры», – утверждают экологи Гринпис.

В ворохе информации, кажется, концы уже не сыщешь. Ясно одно: авария продемонстрировала очередной вопиющий случай халатности – только непонятно, с чьей стороны эта самая халатность была допущена.

Как бы там ни было, «НТЭК» готовится к демонтажу «виновного» в ЧП резервуара для подтверждения причины разгерметизации. Другие цистерны предприятия сейчас также исследуют на предмет износа.

Всевозможные силы брошены на ликвидацию последствий аварии в Норильске. На месте разлива обустроен полевой лагерь, на реках установлены боновые заграждения.

Полным ходом идёт откачка нефтепродуктов. На сегодня собрано почти 17 тысяч кубометров загрязнённого грунта. И будет собрано ещё. Но даже усиленная работа не перекроет ущерб, который уже нанесён природе. По последним данным, нефтепродукты обнаружили в озере Пясино.

Утечка дизтоплива в Норильске по своим масштабам обогнала ряд крупных аварий, произошедших в 2020 году. Сравните сами — они собраны в нашем материале «Недавние экологические катастрофы в России. Бедствия 2020 года».

Разлив на три статьи

29 мая на территории ТЭЦ-3 АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в результате просадки бетонной площадки и разрушения резервуара разлилось около 20 тыс. тонн нефтепродуктов, сообщается на официальном сайте Следственного комитета России. Они попали в грунт, воду и водоемы в районе Надежинского металлургического завода ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель». 1 июня режим чрезвычайной ситуации муниципального уровня ввели в Норильске и на Таймыре.

Три уголовных дела, возбужденные по статьям ст. 254 (порча земли), ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 УК РФ (загрязнение вод), объединены в одно производство. Расследованием займется Главное управление Следственного комитета России — все дела уже переданы в центральный аппарат СК.

— Произведен осмотр места происшествия, изъяты образцы грунта, произведена выемка документов, — сообщает ведомство. — В рамках уголовного дела задержан начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Вячеслав Старостин, который от дачи показаний отказался.

Ликвидация последствий разлива топлива на ТЭЦ-3

Читать еще:  Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица

Следователи начали допрашивать лиц, ответственных за своевременное информирование населения о чрезвычайной ситуации, а Росприроднадзор — исследовать воду.

Мы начали проверку по данному эпизоду. Взяли более 20 проб воды. Предстоит оценить ущерб. Пока сложно назвать конкретную сумму ущерба, — рассказали «Известия» в Росприроднадзоре.

По данным властей Норильска, разлив нефтепродуктов не привел к загрязнению питьевой воды. Между тем 3 июня глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что предельно допустимая концентрация вредных веществ на водных объектах в Норильске превышена в десятки тысяч раз. Она также сообщила, что в грунт попало около 6 тыс. тонн нефтепродуктов, в водные объекты — порядка 15 тыс. тонн. При этом вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов отметил, что ущерб может исчисляться десятками миллиардов рублей.

Причина инцидента уже известна?

Точную причину предстоит выяснить специалистам. Сергей Дяченко, первый вице-президент «Норникеля» уточнил, что сейчас в качестве основной рассматривается версия мгновенной просадки грунта:

«Что нам теперь предстоит сделать? Для того, чтобы понять причину того, почему эти сваи мгновенно осели и дополнительно к этому вызвали повреждения бетонной плиты аварийной емкости — нам нужно будет демонтировать емкость. После этого будет открыть доступ ко всему свайному основанию. После этого мы привлечём геофизиков, инженеров по устойчивости грунтов и в результате комплексного обследования мы поймем, что за характер грунта. В дополнение к этому нам нужно будет найти исполнительную документацию по тому строительству, которое было. Трудно предугадывать, но это надо обязательно проверить. Коротко отвечая на вопрос — будет полная экспертиза того, что произошло».

Ранее д иректор НИИ Института проблем экологии Ольга Плямина сообщила, что причина может быть в изменении климата арктической зоны: «Действительно, мы находимся на этапе, когда идет потепление. В Норильске все стоит на замерзших грунтах, и, если посмотреть статистику последних лет, температура была выше нормы. Было очень теплое лето, и то, что этот процесс неизбежен (таяние грунтов). Здесь действительно стоит вопрос „расщепления“ почвы и грунтов».

Авария и финансы «РусАла»

Безотносительно размера штрафа для акционеров «Норникеля» важным будет метод учета финансовых последствий. Их можно учесть максимально комфортно для акционеров, в первую очередь заинтересованного в стабильно высоких выплатах «РусАла», а можно снизить дивидендную доходность с 13% до 10%. То есть, помимо воли «РусАла», может произойти то, к чему давно призывал готовиться Владимир Потанин.

У «Норникеля» есть несколько вариантов отражения штрафа, которые повлекут разные последствия в т.ч. для «РусАла», обращает внимание Goldman Sachs. Если ущерб будет компенсирован из EBITDA, этот показатель снизится до $6 млрд, при распределении 60% от которых дивиденды за год составят $3,6 млрд. В этом случае на «РусАл» придется $1 млрд (на $380 млн ниже текущего прогноза), что оставит денежный поток «РусАла» на негативной территории даже с учетом дивидендов «Норникеля».

Если ущерб будет оформлен одноразовым списанием, на показатель EBITDA это не повлияет, net debt/EBITDA некритически вырастет до 0,9x, и доля «РусАла» в дивидендах останется на прежнем уровне $1,4 млрд.

«Норникель» может отразить расходы на уровне EBITDA, т.е. снизит показатель на $2,1 млрд, тогда net debt/EBITDA поднимется до 1,2х, коэффициент выплат останется прежним, но дивидендная доходность снизится с 13% до 10%, согласен BSC GM. Другой вариант — включение ущерба в $2,1 млрд на уровне чистого долга уведет долговую нагрузку выше 1х, однако показатель не превысит пороговый уровень 1,8х.

Вопрос о дивидендах «Норникеля» обостряется по мере приближения срока окончания 10-летнего соглашения акционеров в 2023 г. Потанин в начале июня текущего года предложил партнерам по акционерному соглашению «РусАлу» и Crispian отказаться от выплаты дивидендов в 2020 г., исходя из того, что авария в Норильске может оказать существенное влияние на финансовые показатели компании.

Это была уже вторая подобная инициатива в этом году — первую, которая объяснялась необходимостью создать резервы на фоне возможной рецессии, «РусАл» отклонил. В этом раз «РусАл» заявил, что готов обсуждать влияние ЧП на дивидендную политику «Норникеля» после того, как прояснятся его финансовые последствия. Без согласия «РусАла» изменение дивидендной формулы «Норникеля» невозможно.

«Норникель» с 2015 г. перечислял акционерам в среднем около 60% EBITDA, всего около $14,7 млрд дивидендов. На «РусАл» пришлось около 26% этих выплат. Дивиденды от доли в «Норникеле» практически полностью покрывают платежи по долгу «РусАла», превосходя расходы на обслуживание кредитов почти вдвое (дивиденды в 2019 г. — $1,1 млрд, выплаты по кредитам — около $600 млн).

Делегация Совета Федерации посетила Норильск и провела мониторинг хода работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации

Делегация Совета Федерации во главе с заместителями Председателя СФ Николаем Журавлевым и Галиной Кареловой посетила Норильск и Красноярск.

В составе делегации СФ председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованиюАлексей Майоров, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, сенаторы Российской Федерации.

Сенаторы и представители профильных министерств и ведомств провели комплексный анализ ситуации в экологии, экономике, социальной политике, энергетике, строительстве и ЖКХ города Норильска.

  • События
  • Фото

Программа реновации в Норильске должна учитывать местные условия, отличаться от стандартных подходов, считают сенаторы

Заместители Председателя СФ Г. Карелова и Н. Журавлев ответили на вопросы журналистов в Красноярске.

14 октября 2020 г.

Г. Карелова: Необходимо принять новую комплексную программу социально-экономического развития Норильска

Вице-спикер СФ рассчитывает, что новая комплексная программа развития Норильска будет соответствовать возможностям горно-металлургической компании «Норильский Никель».

14 октября 2020 г.

«Норильский никель» должен принимать участие в развитии Норильска – Н. Журавлев

Органы власти Красноярского края должны создать необходимые условия для привлечения бизнеса к благоустройству города, убежден сенатор.

14 октября 2020 г.

А. Майоров: Мы должны учитывать экологические риски во избежание в дальнейшем ситуаций, подобных аварии в Норильске

Анализ экологической ситуации не только на месте аварии, но и в Норильске будет продолжен, заверил сенатор.

14 октября 2020 г.

О. Мельниченко: Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Норильска требует аккумуляции усилий власти и градообразующего предприятия

По итогам выездного совещания принято решение о подготовке постановления Совета Федерации о поддержке социально-экономического развития Норильска.

14 октября 2020 г.

А. Майоров: Наша задача — обеспечить эффективный парламентский контроль при ликвидации последствий ЧС в Норильске

Сенаторы инспектируют ход работ по ликвидации последствий природоохранной чрезвычайной ситуации, связанной с разливом дизельного топлива на ТЭЦ-3.

13 октября 2020 г.

О. Мельниченко: Объекты жилищно-коммунального хозяйства Норильска требуют скорейшего ремонта и модернизации

Учитывая отдалённость города, суровые климатические условия требуется аккумуляция сил федеральных и региональных властей, а также градообразующего предприятия, отметил сенатор.

Дмитрий Дризе — о скандале вокруг «Норникеля»

Пресс-секретарь Дмитрий Песков отмежевался от разговоров о национализации «Нориникеля». По его словам, в Кремле подобные вопросы не рассматривают. Ранее бывший совладелец компании Михаил Прохоров публично заявил об опасности призывов к национализации крупнейшего частного предприятия. 5 июня глава «Норникеля» Владимир Потанин докладывал президенту о путях ликвидации последствий экологической катастрофы в районе Норильска. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что власть понимает опасность новой войны за активы.

Это выглядело очень эффектно — миллиардер, олигарх Владимир Потанин вместе с непосредственными руководителями компании-оператора злополучной ТЭЦ и ранее отчитанным губернатором Красноярского Края Александром Уссом на фоне бескрайней природы русского севера. Они как проштрафившиеся школьники на всю страну держат ответ перед президентом. Владимир Путин при этом проявляет великодушие — строго не судит, он скорее снисходителен. Наказанием служит сама форма ответа перед главой государства — известный на весь мир предприниматель в простой форменной куртке не в Mercedes, не во дворце, а в тундре, пусть и красивой.

«Норникель» берет аварию на себя

Но что же вы так, Владимир Олегович, можно ж было просто одну емкость поменять, а теперь вот 10 млрд придется выкинуть. Потанин в ответ сказал, что больше так не будет. Далее занавес: с вами закончил, связь с Москвой отключается — мол, идите работайте. Теперь Путин слушает волонтеров — это положительные герои на фоне опальных больших руководителей. Где-то мы уже видели подобное? Правильно. У Владимира Путина есть богатый опыт публичной порки олигархов. 11 лет назад, будучи премьер-министром, Путин был в городе Пикалево Ленинградской области. Там другой крупный бизнесмен Олег Дерипаска, хорошо знакомый Потанину, не доплатил зарплату рабочим. Помните, да? «Ручку верните» — это вошло в историю. Так что пришел черед Владимира Олеговича пережить публичное порицание.

Читать еще:  Банкротство физических лиц: плюсы и минусы, госпошлина, куда обращаться

Ко всему прочему, весь этот красивый спектакль — вещь весьма полезная с точки зрения укрепления имиджа первого лица.

Но самое главное — конечно же, не телекартинка. Не успело дизельное топливо растечься по тундре, как многочисленные источники буквально закричали в голос: ну, что, Потанин, доигрался? Пора бы спросить с собственника «Норникеля». До чего довел? Пришло время ему ответить.

Крупнейшие разливы нефти на суше

В результате депутат Госдумы от «Единой России» Александр Якубовский попросил Следственный комитет отстранить Потанина от руководства «Норникелем». На фоне этого стали все громче звучать призывы национализировать компанию. За бывшего партнера заступился Михаил Прохоров — мол, нельзя допускать передела собственности. Дмитрий Песков также повторил этот тезис: Кремль ничего подобного делать не собирается. Может, и нет, но время сейчас не простое.

Как в Норильске ликвидируют последствия ЧП

Как известно, «Норникель» — один из самых привлекательных российских активов — неоднократно являлся предметом больших корпоративных войн. Можно сказать, что они до сих пор тлеют. В условиях, когда нефть и газ дешевеют, а Запад закрывается из-за санкций, остается не так много по-настоящему вкусных кусков российской экономики. Естественно, что желающих их откусить найдется не мало. Ну, так, теоретически. И лучшего повода, чем загрязнение окружающей среды, даже придумать сложно. Тем более что экология — это действительно бич для таких предприятий.

То, что президент весьма снисходительно отнесся к Потанину, говорит о том, что в Кремле прекрасно понимают масштаб проблемы. Новая война за собственность — прямая угроза российской стабильности. Это даже намного страшнее, чем западные санкции. Но и это еще не все.

Что потянется за аварией под Норильском

Подобная история высвечивает и другой системный изъян: собственно, в чем заключается роль государства? Речь идет об особо опасном объекте. Где контроль? Где инспекции? За олигархами тоже нужен пригляд, какими бы влиятельными и богатыми они ни были. Куда и кто смотрит? Кто отвечает? Чья зона ответственности? Непонятно. Но самое печальное состоит в том, что уроки не извлекаются.

Авария произошла 29 мая в 12.45 местного времени на Норильской ТЭЦ-3, принадлежащей «Норильско-Таймырской энергетической компании»

предоставлено Морской спасательной службой

Один из резервуаров с дизельным топливом разгерметизировался, и топливо стало быстро выливаться на подъездную дорогу и окрестности

Проезжавший мимо автомобиль загорелся, что вызвало пожар площадью 350 кв. м, который удалось локализовать к 15 часам местного времени

Нефтепродукты попали в реку Амбарная и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясино, впадающая в Карское море

Денис Кожевников / ТАСС

Причиной аварии, по предварительным данным «Норникеля», стала просадка опор резервуара из-за нескольких аномально теплых летних периодов подряд

ТК «Северный город» / ТК

По данным «Норникеля», на 3 июня было откачано в общей сложности около 340 тонн дизтоплива, в том числе 78 тонн с акватории реки Амбарная. Также собрано около 800 кубометров загрязненного грунта

ТК «Северный город» / ТК

Временный лагерь сотрудников Морской спасательной службы во время работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная

предоставлено Морской спасательной службой

Компания «Норникель» заявляет о намерении ликвидировать загрязнение акваторий за 10–14 дней

ТК «Северный город» / ТК

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова оценила ущерб в «не один десяток, возможно сотни миллиардов рублей»

предоставлено Морской спасательной службой

«Гринпис России» обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росприроднадзору и Ростехнадзору провести внеплановую проверку соблюдения законодательства на всех объектах в Арктике, содержащих значительное количество нефти или нефтепродуктов

ТК «Северный город» / ТК

Организованы несколько линий боновых заграждений, в том числе в районе истока реки Пясино

ТК «Северный город» / ТК

Авария в Норильске может стать крупнейшим известным разливом нефтепродуктов в российской Арктике в современной истории

ТК «Северный город» / ТК

Президент Владимир Путин объявил аварию в Норильске чрезвычайной ситуацией федерального масштаба

Случались ли масштабные экологические катастрофы в Арктике ранее и как их ликвидировали?

Утечку топлива под Норильском сравнивают с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тогда в море вылилось около 35 тыс. тонн нефти.

Ущерб от той аварии можно оценивать по размерам судебных исков, которые были поданы к компании Exxon. К 2010 году Exxon потратила миллиарды долларов на очистку территории и урегулирование судебных претензий. По решениям суда компания должна была заплатить 5 миллиардов долларов за ущерб. После многих лет разбирательств сумма была снижена до 500 млн долларов.

Вскоре крупный разлив топлива произошел и в русской Арктике. В 1994 году в республике Коми из нефтепровода компании «Коминефть» вылилось 94 тыс. тонн сырой нефти (оценка ТАСС со ссылкой на МЧС России).

Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов и достигла 270 гектаров. По реке Печоре нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км.

Как рассказывал в интервью порталу 7х7 министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин, ликвидировать аварию тогда начинала компания Hartec Limited на средства кредита Всемирного банка, который Российская Федерация получила при условии, что на ликвидации аварии будут работать западные компании.

В 1994 году путем выделения госпакетов акций «Коминефть», Ухтинского НПЗ и «Коминефтепродукта» была образована компания «Коми ТЭК», которая в 1999 году вошла в группу «Лукойл».

Автор фото, REUTERS

Исследований о влиянии на окружающую среду взрыва на платформе BP в 2010 году больше, чем исследований о российских авариях такого типа

«Лукойл» взял на себя обязательства по ликвидации последствий разлива. По данным компании, он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая экологическая катастрофа на суше. Только в начале 2000-х годов с территории Усинского района сняли статус зоны экологического бедствия.

Однако последствия аварии в Коми плохо изучены, в отличие от аварии в Мексиканском заливе. Взрыв на плавучей буровой нефтяной установке в заливе произошел в 2010 году, в воду попали 5 млн баррелей нефти. Как отмечает эколог Георгий Каваносян, после взрыва на платформе компания BP, которой она принадлежала, начала вкладывать большие средства в научные исследования.

Данные, основанные на исследованиях местности после взрыва на нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в США, говорят о том, что влияние на биосферу может быть не только краткосрочным – непосредственно от пленки на воде – так и долгосрочным, поясняет Каваносян. Исследования показывают, что растворенные углеводороды попадают в эмбрионы, в личинки, в икру, а это приводит и к изменению генома.

«Те исследования, которые мне удалось прочитать по Мексиканскому заливу, говорят, что у сельди, которая там была, до 32% мутации у новых поколений. То есть воздействие может быть длительным – это и в первый год, когда рыба и птицы умирают от гипоксии, и в последующие десятилетия, когда происходят мутации, и так далее», – говорит Каваносян.

По словам эколога, почвы в береговой зоне полностью восстанавливаются примерно через 30 лет, около 10 – 12 лет восстанавливается качество воды.

При этом в Арктике небольшое биологическое разнообразие, поэтому урон может быть безвозвратным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector