Почему отменяют льготы ветеранам труда: последние новости
Начало этого года принесло грустные новости льготникам некоторых регионов. Так, в Самарской области работающим пенсионерам перестали выплачивать 270 рублей в месяц на транспортные расходы, которые появились в их кошельках еще в 2005 году после монетизации льгот. Деньги клали на соцкарту пенсионера, и он мог ездить по этой карте на любом виде общественного транспорта неограниченное количество раз. После того как выплату отменили, пожилым жителям Самары разрешили самим пополнять соцкарту на 270 рублей и продолжать пользоваться ею как раньше. Но с 1 марта ввели лимит для всех ее пользователей — не более 50 поездок в месяц. Если учесть, что работающим пенсионерам приходится порой добираться на работу с двумя пересадками, а один билет в общественном транспорте в Самаре обходится наличными в 25 рублей, то мера ударит по кошелькам пожилых людей. Чиновники ее объясняют «сложным» бюджетом и неуемным аппетитом транспортных предприятий.
Но это еще не все. С 1 марта у самарских работающих пенсионеров и тех, у кого пенсия больше 19,5 тысячи рублей, отобрали и так называемые ветеранские. В основном люди лишились денег на сумму чуть более 600 рублей. Такой шаг власти аргументировали введением принципа адресности и нуждаемости при распределении бюджетной поддержки.
Впрочем, самарцы не одиноки в этих своих проблемах. В аналогичной ситуации оказались жители многих регионов. Так, в Хабаровском крае пенсионеров лишили льгот на проезд в общественном транспорте еще в ноябре 2015 года. Раньше у льготников региона была возможность выбора: получить проездной билет либо денежную компенсацию в размере ста рублей. Теперь проездные билеты заменили денежными выплатами от 310 до 440 рублей в месяц в зависимости от категории льготника. Но проезд в общественном транспорте обходится людям в месяц в несколько тысяч рублей.
В Воронеже в конце 2016 года свернули проект «Народный маршрут», предназначенный для поддержки пенсионеров и молодежи. Бесплатные автобусы с 2003 года курсировали по 16 специальным маршрутам, в том числе по тем районам, куда другой общественный транспорт не ходил. При входе в «народные» автобусы никакие документы предъявлять не требовалось. Расходы на их содержание нес областной бюджет. Теперь маршруты сохранены, но проезд оплачивают все пассажиры. Тариф такой же, как и в других городских автобусах, — 15 рублей.
В Алтайском крае до 2017 года пенсионеры могли получать льготы сразу за несколько статусов — например ветеран труда, труженик тыла, «семипалатинец». А теперь только за один — по выбору. Например, имея статусы ветеран труда и труженик тыла, пожилой человек мог претендовать на ежемесячные выплаты 615 и 595 рублей соответственно, плюс компенсацию на оплату ЖКХ (в среднем 511 рублей), получал льготный проездной билет на общественный транспорт, 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте, 50 процентов скидки на лекарства, бесплатное зубопротезирование. А теперь, выбрав, скажем, статус ветерана труда Алтайского края, он получит 615 рублей ЕДВ, компенсацию на ЖКУ и льготный проездной.
В Омской области ежемесячную выплату в 512 рублей для ветеранов труда сделали с этого года адресной. В Екатеринбурге резко более чем вдвое урезали льготы на проезд в общественном транспорте.
Кому положен статус ветерана труда
Для получения рассматриваемого статуса подданный должен отвечать требованиям, прописанным в Федеральном законе №5 от 1995 года «О ветеранах». За исключением того, условия могут быть дополнительно установлены на региональном уровне средством принятия соответствующих актов.
За времена существования СССР к данной группе относились лица, которые отработали более 25 лет в сфере народного хозяйства. Этим гражданам выдавалась медаль, льгот не предоставлялось.
В 2020 году данный статус присваивается лицам, владеющим многолетним стажем. Главное условие – получение награды, выданной региональными или федеральными органами власти.
После выдачи удостоверения ветеран получает вероятность использования преференций. Перечень устанавливается на уровне субъектов.