Bp-samara.ru

БП Самара
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О внеплановых проверках и требованиях к ним

Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам

Как теперь будут проводиться проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей и как к ним подготовиться?

13 февраля 2019 г. Правительством РФ были приняты 1 Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных (далее – Правила). Они вступили в силу 23 февраля и обязательны к применению Роскомнадзором, который и должен контролировать обработку таких данных.

Если вы собираете, храните и используете персональные данные, то мы рекомендуем вам ознакомиться с нововведениями в процедуре проведения плановых и внеплановых проверок, внесенными новыми Правилами.

В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС

Основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф.И.О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.

Внеплановую проверку могут назначить:

Если истек срок исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН.

При вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.

При поступлении жалоб от граждан, юрлиц или СМИ.

На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора.

Если изменился класс функциональной пожароопасности объекта.

Когда на территории действует особый противопожарный режим.

Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).

Впервые за пять лет количество плановых проверок в отдельных регионах страны увеличилось более чем на 20%

21 октября Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге представил аналитический отчет «Контроль и надзор в 2019 г. Новое и неизвестное в ожидании реформы», посвященный анализу проверочной деятельности в РФ.

Как следует из пресс-релиза к документу, последний описывает плановую и внеплановую проверочную деятельность в текущем году всех органов страны, занятых нефинансовым контролем (за исключением ФНС России, Банка России и контрольно-счетных палат). В отчете проанализирована работа конкретных контрольных ведомств, а именно 10 самых активных федеральных органов власти. Среди них МЧС, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор, Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор, МВД России. Исследование опирается на данные Единого реестра проверок, уникальные данные о плановых проверках, собранные с сайтов прокуратур субъектов РФ и специализированных прокуратур, а также открытые данные ГАС «Управление».

Содержание исследования

В преамбуле аналитического отчета указано, что в России насчитывается свыше 221 вида государственного и муниципального контроля, свыше 500 разрешительных режимов, а подготовка и проведение только плановых проверок занимает как минимум 0,2% рабочего времени в стране или примерно каждый 500-й час. Исполнение обязательных требований контролируют десятки контрольно-надзорных органов федерального уровня, сотни – регионального и тысячи – муниципального.

Согласно международным рейтингам, Россия находится во второй сотне рейтинга качества регулирования Всемирного банка. Сейчас российское правительство в том числе занимается систематизацией и актуализацией обязательных требований, реализуя так называемую регуляторную гильотину. Эти проекты перестраивают практически всю контрольно-надзорную деятельность в РФ (за исключением финансового контроля). Авторы таких законопроектов дают проверочным органам дискрецию в выборе способов контроля при исполнении их титульной функции – минимизации вреда от нарушений обязательных требований.

«Современный российский подход к проверочной деятельности воспроизводит советскую модель контроля и надзора: в ходе проверочных мероприятий исследуется соблюдение правил и требований. Инспектор сопоставляет формальные требования из действующих правовых актов с наблюдаемой им/ей в ходе проверки документарной реальностью. Такая модель предполагает минимальную степень дискреции инспектора и гласность проверочных мероприятий», – отмечено в исследовании.

Согласно отчету, информация о плановых проверках в отношении юрлиц или ИП содержится в пяти источниках. Это ежегодный план проверок на сайте конкретного контрольно-надзорного ведомства, ежегодный план проверок на сайте прокуратуры субъекта РФ, сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры, ФГИС «Единый реестр проверок» (ЕРП), ГАС «Управление» (форма 1-Контроль).

Общее число плановых проверок в 2019 г. распределилось следующим образом: федеральные органы власти (189 704), региональные органы власти (36 201), органы местного самоуправления (2 455). При этом число внеплановых проверок (с января по август 2019 г.) было также сопоставимым.

Согласно исследованию, количество плановых проверок в России демонстрирует за последние восемь лет устойчивую тенденцию к снижению. «Но ситуация меняется в 2019 г., когда впервые заметное число регионов активизирует свою плановую проверочную деятельность», – отмечено в документе. Также зафиксирован очередной рост плановых проверок по Закону о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля № 294-ФЗ.

Авторы аналитического отчета перечислили виды экономической деятельности, наиболее часто подвергающиеся плановой проверке. Это образование (31,5%), торговля (13,4%), обрабатывающие производства (9,3%), здравоохранение и социальные услуги (7,9%), ЖКХ/недвижимость (6%), гостиницы/общепит (4,6%), сельское хозяйство (4,4%), прочие услуги (3,6%), культура/спорт/досуг (2,9%), строительство (2,8%). Для внеплановых проверок ситуация отличается: торговля (19,3%), образование (19%), ЖКХ/недвижимость (15%), обрабатывающие производства (6,7%), сельское хозяйство (5,5%), строительство (5,3%), здравоохранение и социальные услуги (5,2%), транспортировка и хранение (3,9%), гостиницы/общепит (3,8%), государственное управление / военная безопасность (3,5%). Отмечено, что вышеуказанный перечень сильно отличается от распределения видов экономической деятельности у юрлиц и ИП.

Читать еще:  Можно ли написать жалобу в прокуратуру анонимно

Приведены распределения по форме собственности проверяемых лиц, возрасту зарегистрированных и проверенных лиц, типу и способу проведения проверок. Также проанализированы количественные показатели по проверкам, проведенным 10-ю самыми активными контрольными ведомствами.

Один из ключевых выводов исследования сводится к тому, что в 2019 г. количество плановых проверок в отдельных регионах страны увеличилось более чем на 20%. Это произошло впервые с 2014 г. Внеплановые проверки были сосредоточены в первую очередь на сфере недвижимости, а плановые – на сфере образования.

Одна из авторов отчета перечислила основные проблемы законодательства, связанные с контрольно-надзорной деятельностью

В комментарии «АГ» одна из авторов исследования, младший научный сотрудник ИПП ЕУ СПб Дарья Кузнецова отметила, что действующее законодательство, исполнение которого проверяют контрольно-надзорные органы, имеет ряд существенных проблем. «Это и большой объем требований к проверяемым (по разным оценкам, их количество доходит до 2 млн), и постоянное их изменение. Еще в 2017 г. мы писали о том, что примерно в половину из нормативно-правовых актов, требования которых проверяли надзорные ведомства, изменения вносились более 15 раз, 20% НПА изменялись за время своего существования больше 35 раз. И это консервативная оценка, поскольку внесение в закон одного изменения может подразумевать десятки содержательных. Язык российских правовых актов, устанавливающих обязательные требования, становится все более сложным», – отметила она.

По словам соавтора исследования, в таких условиях прохождение даже плановой (то есть заранее известной) проверки – это серьезное испытание для юрлица или ИП, которым рано или поздно предстоит столкнуться с нею. «Государственный и муниципальный контроль – это большая нагрузка не только на бизнес, но и на сами контролирующие органы. Его осуществляют более 50 федеральных и около 1500 региональных органов исполнительной власти, тысячи органов муниципального управления. В 2019 г. было проведено свыше 500 тыс. плановых и внеплановых проверок. И сопоставимое количество организаций через эти проверки прошли или пройдут к концу года (одно и то же юрлицо могут проверить разные ведомства). Если в ходе плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения, то проверяемому грозит административный штраф или даже приостановление его деятельности. В отдельных серьезных случаях может быть предусмотрена уголовная ответственность. Также контрольные ведомства могут выдать предписания об устранении выявленных нарушений, их выполнение тоже требует ресурсов, а невыполнение влечет за собой штраф», – пояснила Дарья Кузнецова.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы исследования

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов отметил очевидность выводов исследования. «Во-первых, мы видим, что выросла активность МЧС, и это не удивительно. Думаю, все помнят пожары в торговых центрах, которые возникали на фоне обострения геополитической обстановки, а также систематические эвакуации из таких ТЦ вследствие признаков пожара. Поэтому разумно, что усилено внимание к соблюдению противопожарных правил. Во-вторых, выросла активность Роспотребнадзора. Здесь легко вспомнить проблемы с турфирмами, детскими лагерями, массовыми отравлениями, “санкционными” продуктами, сообщениями о которых пестрили новости. Логично, что государственный аппарат реагирует на эти события. В-третьих, около 50% объектов проверок – организации, учрежденные государством или муниципальными органами власти. Это понятно, так как задействованы бюджетные деньги, созданные в том числе из средств налогоплательщиков», – полагает он.

В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что при всех существующих на сегодняшний день минусах внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных их объективная необходимость не ставится под сомнение. «Проведение проверок, в свою очередь, не является огульным и спонтанным, если исходить из норм закона. В ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ указан перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Другое же дело, что на практике возникает достаточно большое количество злоупотреблений (со стороны как надзорных органов, так и самих инициаторов проверок, которые часто не являются одними и теми же лицами). Распространенными являются ситуации, при которых так называемые “придирки” проверяющих органов выходят за рамки делегированных им полномочий. Кроме того, зачастую юрлица и предприниматели сталкиваются с искусственным инициированием проверочных мероприятий», – пояснила она.

Инициаторами проверок, по словам эксперта, могут быть обиженный уволенный сотрудник компании, потребитель работ/услуг компании, инициатива может также исходить от недобросовестных конкурентов. «К сожалению, необходимо констатировать факт недостаточного урегулирования процедуры внеплановых проверок, что, в свою очередь, приводит к многочисленным нарушениям со стороны государственных органов. Законодательная нелимитированность количества проводимых проверок приводит к их необоснованному росту, а это сказывается на общем состоянии бизнеса. Очевидно, что необходимо изменение законодательства в аспекте урегулирования части вопросов. Урегулированию подлежат вопросы количества и оснований проверок; порядок установления обязательного наличия предварительного предписания со стороны контролирующих органов и ограничения сроков самих проверок. Нужно также ограничить предмет внеплановой проверки, который не может выходить за пределы проверки соблюдения требований по фактам, изложенным в обращениях и заявлениях», – полагает адвокат.

Читать еще:  Право кассационного обжалования в гражданском процессе

Нарине Айрапетян добавила, что представленный в отчете анализ интенсивности проверок, их территориального распределения, типа и способа проведения позволяет сделать некоторые выводы о том, что административная нагрузка на большое количество сфер жизнедеятельности сохраняется по сравнению с предыдущими отчетными периодами на том же уровне. «Соответствующее изменение законодательства определенно должно нивелировать ряд существующих проблем», – резюмировала она.

Однако между этими проверками есть и различия.

Основание для назначения (издания распоряжения)

Ежегодный план проверок, размещаемый не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте (http://www.rostrud.ru) гострудинспекции соответствующего субъекта РФ, а также на официальном сайте (http://plan.genproc.gov.ru/) Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет»*

Обращения граждан о нарушении работодателем трудового законодательства. Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями для их проведения **

Документарная и выездная

Документарная и выездная

Срок и порядок уведомления

Не позднее, чем за 3 дня до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта.

Не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. Важно, что уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника, инспектор не должен.

Основанием для включения в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента N 354н):

  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (перечень исчерпывающий):

  • истечение срока исполнения работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в Роструд или государственную инспекцию труда:

— обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.

  • наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместо штрафа — предупреждение

С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, и теперь штраф за административное правонарушение, совершенное впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в Кодексе об административных правонарушениях РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Кроме того, есть отдельные исключения, когда предупреждение вместо штрафа не назначается, например при недобросовестной конкуренции, подделке документов, незаконнном вознаграждении от имени юридического лица.

Требование прокурора о проведении внеплановой проверке предпринимателя

Одним из полномочий органов прокуратуры, закрепленных в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), является выдача требования о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ, порядок организации и проведения проверки, инициированной по требованию прокурора, урегулирован указанным законом, в отличие от прокурорского надзора в целом, при осуществлении которого в силу этой же статьи положения Закона № 294-ФЗ не применяются.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ требование прокурора о проведении внеплановой проверки хозяйствующего субъекта является основанием для инициирования органом контроля (надзора) такой проверки и издания им соответствующего приказа (распоряжения). Дополнительного согласования с органом прокуратуры проведения такой проверки законодательство м не предусмотрено.

Этой же нормой закона закреплено, что требование выдается в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, однако более детально порядок выдачи требования урегулирован в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ Генерального прокурора РФ № 93), принятым в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Читать еще:  Виды мошенничества на Авито с банковскими картами

Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что при определении вопроса о необходимости выдачи требования органу контроля (надзора) прокурор учитывает следующие обстоятельства:

1) Определяет компетенцию соответствующего органа контроля (надзора), уполномоченного на принятие мер в отношении нарушений законодательства , содержащихся в поступивших в орган прокуратуры материалах и обращениях.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

2) Определив компетенцию, в дальнейшем прокурор оценивает возможность направления поступившей в органы прокуратуры информации, жалобы (обращения) в орган контроля (надзора), в том числе в порядке, установленном ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Получив такую информацию, жалобу (обращение), орган контроля (надзора) самостоятельно принимает решение о необходимости проведения внеплановой проверки хозяйствующего субъекта при наличии оснований для ее проведения, установленных Законом № 294-ФЗ или иным специальным законом, регулирующим осуществление конкретной надзорной деятельности.

3) В случае отсутствия возможности перенаправления обращения в уполномоченный орган контроля (надзора) в рамках Закона № 59-ФЗ (например, при рассмотрении жалобы, поступившей от депутата или иной контрольной жалобы (обращения)), прокурор принимает решение о выдаче требования соответствующему органу контроля (надзора) с учетом проведенной оценки необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю.

В этой связи, в пункте 3.1 приказа Генерального прокурора РФ № 93 требуется от прокуроров учитывать результаты ранее проведенных внеплановых и плановых проверок в целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Аналогичным образом в п. 3.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, должны учитываться как результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, так и результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

В таком порядке принимается прокурором решение о выдаче контролирующим органам требований о проведении внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.

В свою очередь, необходимо отметить, что на практике нередко возникают ситуации, когда орган контроля (надзора) обращается самостоятельно с ходатайством о выдаче прокурором требования о проведении внеплановой проверки предпринимателя. Основанием для такого обращения, как правило, является отсутствие у органа контроля (надзора) законных оснований для самостоятельной организации мероприятий по контролю.

В данном случае такое ходатайство рассматривается как способ нивелировать установленные законом процедуры инициирования проверки, не позволяющие контролирующему органу самостоятельно организовать проведение проверки, в том числе требующей согласования с прокурором, или нередко как способ устранить существующие проблемы правоприменения. Требование прокурором в таком случае не выдается.

Вместе с тем, контролирующим органом в прокуратуру может быть направлена информация о нарушениях в действиях юридического лица, индивидуального предпринимателя, требующих принятия мер прокурорского реагирования, которая может послужить основанием для организации прокурорской проверки в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Официальный Интернет-ресурс Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае

Тел.: +7 (4212) 32-44-42, +7 (4212) 32-45-88, +7 (4212) 32-45-38

Внеплановые проверки

В новой редакции указа существенно изменен круг должностных лиц и органов, наделенных правом назначить внеплановые проверки, и оснований для их назначения.

1. Право президента дать поручение о назначении проверки выделено в отдельный подпункт.

Такое незначительное, на первый взгляд, изменение на самом деле означает, что теперь глава государства никак не ограничен в этом праве.

В предыдущей редакции данное право было ограничено рядом условий наряду с аналогичным правом других уполномоченных должностных лиц и органов.

2. Внеплановая проверка также может быть назначена по поручению Совмина в отношении конкретного проверяемого субъекта, высшими должностными лицами КГК, прокуратуры, иного контролирующего органа при наличии закрытого перечня оснований.

3. Существенно сокращен перечень оснований, по которым иные контролирующие органы вправе назначить внеплановые проверки. Так, исключены следующие основания проведения таких проверок: реорганизация проверяемого субъекта; по поручению органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам; получение доказательств по делу об административном правонарушении; проведение встречной проверки, контрольной проверки, и др.

4. Исключена возможность проведения внеплановых проверок по назначению МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли) для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.

5. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной проверки. Т.е. контролирующий орган не вправе проверять иные вопросы (сферы) в рамках внеплановой проверки.

6. Проведение нескольких внеплановых проверок субъекта в течение года одним контролирующим органом (в т.ч. его подразделениями или структурными организациями) допускается только в следующих случаях:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector