Профессия океанолог. Кто такой океанолог
Морские рейсы и работа с большими данными: как устроена профессия океанолога
Мировой океан покрывает 70% Земли, а его глубины до сих пор мало изучены. Как устроена работа океанолога и что нужно знать и уметь, чтобы стать таким учёным?
Мы поговорили с научными сотрудниками лаборатории биогидрохимии и аналитической лаборатории Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Геннадием Борисенко и Екатериной Колтовской о том, как стать океанологом и что ожидать от этой профессии.
Особенности профессии
Океанология – часть гидрологии.
Океанология решает как сугубо научные, так и практические задачи:
Совершенствование средств мореплавания, рыбного промысла, составление прогнозов погоды, добыча природных ископаемых, получение энергии океана и др.
В океанологии есть сем основных направлений.
Биологическая океанология (морская биология) – изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия.
Химическая океанология – изучает химию океана, химическое взаимодействие океана и материков.
Геологическая океанография (морская геология) изучает геологию океанического дна, тектонику плит и т.д.
Взаимодействие океана и атмосферы – направление, изучающее климатические процессы.
Физическая океанология – изучает физические свойства морской воды (термодинамика, акустика, оптика), динамические процессы в океане (течения, волны, приливы, турбулентные движения), а также структуру вод в океане (водные массы)
Техническая океанология – разработка приборов, используемые в океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт.
Промысловая океанология – прикладная дисциплина, изучающая распределение и поведение скоплений промысловых животных (рыб, моллюсков и пр).
Чем занимаются океанологи?
Несмотря на то, что изучению мирового океана уделяется огромное количество сил и знаний, применяются самые современные технологии, но нам все еще не удается узнать все. И океан содержит в себе множество тайн и неизвестных человечеству процессов.
Основной целью профессионалов является максимально возможный сбор информации и ее анализ. Они рассматривают процессы, происходящие в толще вод, как с физической стороны, так и с химической.
В круг обязанностей океанологов входят следующие пункты:
- Охрана природопользования вод мирового океана;
- Наблюдение за размножением и миграцией живых организмов, обитающих в различных водоемах;
- Исследование физических и химических составляющих флоры и фауны различных водоемов.
Где работает океанолог?
Первое, что приходит на ум при ответе на этот вопрос – в море и океане. Часть ученых работает в научных учреждениях или лабораториях на суше. На самом деле профессия подразумевает работу в продолжительных походах на исследовательских судах и морских прибрежных базах. Кем работает океанолог в таких специфических условиях: водолазом или аквалангистом, оператором батискафа. Однако тут имеется своя градация глубин, влияющая на специализацию профессии:
- Мелководье. Высота водяного столба не превышает 20 м. Характеризуется светлой и относительно теплой водой с густонаселенной фауной.
- Средними считаются глубины, протяженностью от 20-ти до 4-х тыс. м. Отличаются понижением температуры воды и затемнением по мере опускания ко дну. Возрастает давление водяного столба.
- Глубоководье. Полное отсутствие света и максимальное давление воды.
Как стать океанологом?
Всего несколько учебных заведений в России имеют кафедру океанологии на базе 11 классов:
- Московский ГУ им. М. В. Ломоносова.
- Томский национальный исследовательский ГУ.
- Российский ГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева.
- Казанский федеральный университет.
- Пермский ГНИ университет.
- Башкирский государственный университет.
- Дальневосточный университет в г. Владивосток.
- Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет.
- Балтийский ФУ им. И. Канта.
Обучение длится от 4 до 6 лет. Для поступления необходимо сдать обязательные экзамены по биологии, химии, географии, математике, русскому языку.
Стереотипы, юмор
Несмотря на активное изучение нашей планеты и развитие современных технологий, глубины мирового океана изучены плохо. Поэтому хорошие океанологи пользуются большим спросом. При уверенном знании иностранных языков можно найти работу в иностранных океанографических институтах.
Чтобы стать океанологом, необходимо получить высшее образование по специальности «Океанология», например, в: Санкт-Петербургском государственном университете или Российском государственном гидрометеорологическом университете.
Ведущие вузы Москвы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.
Почему лед?
Раньше считалось, что зимой озера «спят», и никаких процессов подо льдом не происходит. Результаты наших исследований показали, что и в зимнее время в озерах идет активная жизнь. При повышении температуры воды в придонных слоях покрытых льдом озер до +4+5 градусов деятельность бактерий становится интенсивней. А бактерии – главные «игроки», определяющие состояние озерной системы и ее здоровья.
— Лед – это своеобразная «крышка» на озере, — рассказывает Галина. – В период ледостава вода в озере слабо перемешивается, нет газообмена с атмосферой, подавлен фотосинтез, а значит, в придонных слоях, где кислород активно расходуется на окисление органики, его становится все меньше, вплоть до полного отсутствия. Аноксия отрицательно сказывается на функционировании озерной экосистемы. Для нас концентрация кислорода – это как термометр в больнице – инструмент для дальнейшего анализа ситуации. Поэтому то, чем мы занимаемся – это междисциплинарные исследования.
— А какие еще проекты особенно запомнились?
— Да, такие есть. Например, международный междисциплинарный проект «Ладожское озеро: жизнь подо льдом – взаимодействие процессов в результате глобальных изменений». Этот проект поддержали швейцарцы, в исследованиях приняли участие ученые из Франции, Швеции, Колумбии и других стран. С нашей стороны в проекте приняли участие сотрудники всех лабораторий института; среди сотрудников лаборатории гидрофизики хочу отметить Николая Пальшина, Андрея Митрохова и Романа Здоровеннова, активно участвовавших в полевых исследованиях, которые в этом году проходили в очень неблагоприятных погодных условиях. Кстати, в течение двух последних лет на Ладоге в марте-апреле (а именно этот период интересовал ученых – весенний подледный прогрев и начало развития подледной жизни) практически не было льда, поэтому эксперименты проводились в Петрозаводской губе Онежского озера. В заключение хочется сказать, что профессии океанолога и лимнолога – интересные, многогранные, требующие постоянного развития. Не смотря на то, что бюджетное финансирование сокращается, мы находим возможности проводить наши исследования, участвуем в конкурсах различных фондов, поддерживающих науку, ищем партнеров в других странах. Наша лаборатория, как и другие лаборатории ИВПС, с радостью примут в ряды исследователей молодых океанологов, гидрологов, физиков, географов. Также хочется отметить, что в нашем институте открыты вакансии для поступления в аспирантуру по специальностям «Экология» и «Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия».