Bp-samara.ru

БП Самара
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЕГЭ. Обществознание. ПРАВО. Участники уголовного процесса

12 самых сложных тем ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Если вы собираетесь поступать на право, политологию, социологию, экономику или другие социальные науки, этот текст для вас. В нём репетитор, автор проекта «Обществознание без цензуры» Артём Русакович рассказывает о самых сложных темах экзамена, советует учебники и делится полезными ссылками, которые помогут к нему подготовиться.

Мой опыт показывает, что некоторые темы из курса обществознания вызывают сложности даже у очень умных и способных учеников. Расскажу об этих темах, поскольку им нужно уделить максимум внимания.

1. Познание

В этой теме школьники постоянно путают разные формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания — это ощущение, восприятие и представление; рационального — понятие, суждение, умозаключение. Их можно запомнить с помощью мнемонического приёма:

— О, Вы Прекрасны! — чувственно говорит один человек (О, В, П — ощущение, восприятие, представление). — ПСУ понятно! — рационально отвечает другой (П, С, У — понятие, суждение, умозаключение).

Рекомендую также короткую лекцию психолога Марии Фаликман о том, что такое ощущение и восприятие.

2. Наука

Тема обширная и непростая, и здесь выпускники часто не понимают особенности научного познания, суть разных научных методов и разницу между эмпирическими и теоретическими методами.

Если совсем упростить, то эмпирические методы похожи на чувственное познание, а теоретические — на рациональное. То есть при использовании эмпирических методов мы получаем информацию с помощью органов чувств: проводим опросы, наблюдаем и описываем, измеряем и делаем опыты. А при использовании теоретических — с помощью мозга или мышления, то есть обрабатываем информацию, полученную при помощи эмпирических методов: анализируем её, систематизируем, сравниваем и так далее.

3. Ценные бумаги

Многие путают акции и облигации, а также обыкновенные и привилегированные акции. Если упростить, то, покупая акцию, вы становитесь одним из множества владельцев компании, поэтому можете принимать участие в её управлении и получать часть прибыли — дивиденды. А покупая облигацию, вы становитесь одним из множества кредиторов компании, поэтому имеете право получить через какое-то время основную сумму долга, так называемую номинальную стоимость облигации, плюс проценты.

Привилегированная акция не позволяет управлять фирмой, но даёт право на фиксированные дивиденды, обыкновенная — наоборот (позволяет управлять фирмой, но даёт право на нефиксированные дивиденды).

Рекомендую ролик от видеоблогера из Казахстана про акции и облигации на примере бизнеса по продаже тюбетеек.

4. Экономическая политика государства

Вроде бы простая тема, но у многих она вылетает из головы, в том числе из-за сложной терминологии. Считается, что государство в экономике проводит два основных вида политики: либо монетарную политику (она же денежно-кредитная), либо фискальную (она же бюджетно-налоговая).

Монетарная — это когда государство регулирует количество денег в экономике (при этом не изымает и не перераспределяет их). Основная цель здесь — борьба с инфляцией. Занимается этим Центральный банк, так что если вы помните функции ЦБ, то без труда назовёте основные направления монетарной политики (денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов).

Кто принимает Конституцию РФ? Проверяем, насколько вы готовы к ЕГЭ по обществознанию

Фискальная — это изъятие и перераспределение денег в экономике без изменения их количества. Этим занимается правительство, в частности налоговая служба (которая собирает деньги у граждан) и различные министерства (которые тратят полученные деньги на здравоохранение, образование, оборону и т. д.).

5. Налоги

Здесь все никак не могут запомнить федеральные, региональные и местные налоги. Я обычно рекомендую следующий способ выучить эту классификацию. Нужно запомнить две ситуации: первая — «Беру свою лопату, копаю картошку на огороде, потом продаю её на рынке», вторая — «Еду на служебной машине в казино».

Читать еще:  Образец апелляционной жалобы на решение мирового судьи

Расшифровываю: «Беру свою лопату (налог на имущество физических лиц), копаю картошку на огороде (земельный налог), потом продаю её на рынке (торговый сбор)» — это местные налоги.

«Еду на служебной (налог на имущество организаций) машине (транспортный налог) в казино (налог на игорный бизнес)» — это региональные налоги. А все остальные налоги — федеральные.

6. Виды республик

В курсе обществознания есть обширная тема «Государство, его функции», где речь идёт о признаках и функциях государства, а также о формах правления и формах государственно-территориального устройства. Из этих вопросов наибольшие сложности вызывает разница между видами республик (президентскими, парламентскими и смешанными).

Особое внимание уделите тому, в какой республике президент НЕ может распустить парламент (в президентской) и по какой причине. Рекомендую свой ролик о республиках, а также видео «Как не дать Навальному стать новым Путиным» (о том, как выглядела бы парламентская республика в России).

7. Политическая система

Тема, которую сложно понять из-за её абстрактности. Если упростить, то политическая система — это всё, что связано с политикой, в том числе субъекты или организации, действующие в политике (политические институты, входящие в институциональную подсистему), правила, по которым они действуют (в том числе законы, традиции и т. д., входящие в нормативную подсистему), идеи и ценности, которые они отстаивают (культурно-идеологическая подсистема) и связи между этими организациями (коммуникативная подсистема).

Выглядит страшновато, но если применить эту логику, возможно, получится всё запомнить. Да, и обратите внимание: хотя СМИ и помогают налаживать связи между разными политическими организациями, сами по себе они тоже считаются организациями, поэтому входят в институциональную, а не коммуникативную подсистему.

Подписывайтесь на нашу специальную рассылку «Пережить ЕГЭ»! Раз в две недели мы присылаем письма, в которых рассказываем всё о главном школьном экзамене — от разборов типичных ошибок и апелляции до того, как правильно отдыхать во время подготовки.

8. Виды избирательных систем

Тут главное — запомнить простую логическую связку: мажоритарная система — это голосование за кандидатов в депутаты, а пропорциональная — голосование за списки партий. У меня на канале есть отдельный ролик на эту тему, где я объясняю всё на примере выборов в школьный парламент.

9. Полномочия органов власти РФ

Пожалуй, самая сложная тема во всём курсе обществознания: здесь нужно знать полномочия президента, Госдумы, Совета Федерации, правительства и высших судов. Это всё перечислено в четырёх главах Конституции РФ — с четвёртой по седьмую.

К сожалению, многие из этих полномочий сложно запомнить логически, их надо просто выучить. Я на эту тему делал отдельный ролик, где попытался найти хоть какую-то логику во всех этих полномочиях.

10. Виды правонарушений и юридической ответственности

Тема полезная и интересная, но из-за своего объёма она многих пугает. Выпускники часто смешивают разные виды правонарушений и путают разные виды юридической ответственности. Про то, какие виды правонарушений существуют и чем они отличаются, смотрите мой ролик.

11. Юридические лица

Здесь всех пугают незнакомые страшные слова, которые не позволяют полноценно разобраться в теме: «субсидиарная ответственность», «уставный капитал», «учредители», «пай», «доля» и т. д. Все эти термины и виды коммерческих юрлиц я подробно разобрал в своём ролике.

12. Гражданский и уголовный процесс

Распространённая ошибка — смешивать участников разных процессов (скажем, записывать истцов в участники уголовного процесса, а защитников — в участники гражданского процесса), а также путать участников уголовного процесса со стороны обвинения и со стороны защиты. Про гражданский процесс хороших источников информации я не встречал, а про уголовный процесс можете почитать мой разбор отрывка из фильма «Мимино» на эту тему.

Читать еще:  Законно ли производство обыска до возбуждения уголовного дела.

Какие источники использовать при подготовке

  • Рекомендованные Министерством просвещения. Ищите на сайте пособия, рекомендованные при получении среднего общего образования по соответствующему предмету. Пожалуй, самые известные и регулярно переиздаваемые — это учебники под общей редакцией Боголюбова Л. Н.
  • Учебники Кравченко А. И. — они написаны достаточно просто и легко читаются.

Забегая вперёд, скажу, что, если вы будете подавать апелляцию и у вас возникнет спор о значении тех или иных терминов, лучше всего ссылаться на учебник, рекомендованный Министерством просвещения.

2. Справочник для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, написанный группой авторов под руководством Баранова П. А. (в просторечии — «справочник Баранова»). Для сдающих обществознание эта книга стала настоящей библией. Она не входит в рекомендованные Министерством просвещения, написана сухо и не очень увлекательно (сплошь схемы и таблицы), однако в ней есть практически всё, что нужно знать к экзамену, и при этом нет почти ничего лишнего. Все темы идут в том порядке, в каком они указаны в кодификаторе ЕГЭ.

Из более увлекательных — книга Алихана Динаева, победителя конкурса «Учитель года», «Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, для школьников и поступающих в вуз». Написана понятно и доступно, содержит советы и приёмы для запоминания сложной информации и массу других полезных сведений.

3. YouTube. Для начала рекомендую свой канал «Обществознание без цензуры», где я рассказываю об обществознании на примерах из фильмов, мультфильмов, сериалов и российской действительности — от «Игры престолов» и «Простоквашино» до Трампа и Оксимирона.

Ещё будут полезны каналы:

Кроме того, советую курс по основам экономики от Игоря Кима, доцента факультета экономических наук Высшей школы экономики. Изначально ролики этого курса были выложены на сайте Coursera.org, а потом разошлись по интернету. Сейчас их можно найти на разных YouTube-каналах по ключевым словам «Экономика для неэкономистов».

4. Раздел об обществознании на сайте «Сдам ГИА». Во время подготовки, кроме изучения теории, будет полезно постоянно решать задания из ЕГЭ прошлых лет по пройденным темам. И сайт «Сдам ГИА» для этого подходит лучше всего.

Составители ЕГЭ не очень креативны, и многие вопросы повторяются на экзаменах из года в год. Так что некоторые задания, которые вы прорешаете на «Сдам ГИА», вполне могут попасться вам на экзамене.

5. Для лучшей подготовки к формату экзамена стоит купить сборник вроде «10 типовых ЕГЭ по обществознанию». Ближе к экзамену, когда вы изучите хотя бы 2/3 курса, можете раз в неделю писать самостоятельно пробный ЕГЭ и отмечать темы, которые стоит повторить. Если вы посчитаете средние баллы по пяти-шести таким пробникам, то сможете примерно спрогнозировать свой результат на настоящем экзамене.

Факультет экономики и права

Факультет экономики и права ведёт образовательную деятельность по следующим направлениям:

Русский язык – ЕГЭ

Сфера деятельности

Экономические, финансовые, налоговые, маркетинговые и аналитические службы предприятий организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
финансовые, кредитные и страховые учреждения;
органы государственной и муниципальной власти;
академические и ведомственные научно-исследовательские организации.

Русский язык – ЕГЭ

Сфера деятельности

Организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Русский язык – ЕГЭ

Сфера деятельности

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен быть готов к решению следующих профессиональных задач:
разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;
составление юридических документов;
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов.

Читать еще:  Апелляционная жалоба на приговор суда по уголовному делу

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА образован в результате слияния экономического и юридического факультетов Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета в декабре 2017 года.
Учебная работа на факультете ведется на трёх кафедрах:

  • Гражданского и уголовного права и процесса;
  • Теории и истории государства и права;
  • Экономики и менеджмента.

К проведению занятий активно привлекаются преподаватели Института права и Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ. Для чтения спецкурсов, рецензирования выпускных квалификационных работ привлекаются практики – сотрудники, служащие, специалисты, руководители профильных предприятий, организаций и учреждений, представители органов прокуратуры, суда, полиции, государственной власти и местного самоуправления, службы судебных приставов и др.

На факультете много внимание уделяется активному вовлечению студентов в научно-исследовательской деятельности. О чём свидетельствуют достижения наших студентов на региональных, всероссийских научных конкурсах, олимпиадах. Участвуя в международном конкурсе бизнес-проектов «ENACTUS» («SIFE» – Студенты в свободном предпринимательстве) наши студенты дважды становились победителями национального этапа и представляли Российскую Федерацию на мировом кубке в г. Сингапур (2008 г.) и г. Пекин (КНР, 2014 г.).

На факультете имеются все условия для проведения досуга, творческого, интеллектуального и спортивного развития студентов: проводятся соревнования, конференции, олимпиады, конкурсы, круглые столы, игры КВН, встречи с интересными людьми; работают научные, спортивные и творческие кружки.

По итогам Республиканской студенческой экономической олимпиады команда факультета ежегодно завоевывает призовые места в командном и личном зачете.

На факультете имеются современные, просторные, оснащённые всем необходимым учебные аудитории, кабинет курсового и дипломного проектирования, компьютерный класс, кабинет криминалистики с научно-методическими стендами, криминалистическим инструментарием и образцами оружия; зал судебных заседаний, с наглядными пособиями; конференц-зал.

На факультете функционирует студенческое самоуправление. Его суть – оказание помощи студентам в успешной учебе, организация досуга, обеспечение правопорядка в общежитиях и на факультете.

Среди студентов нашего факультета имеются победители и призеры чемпионатов республики, Приволжского федерального округа, России и мира по кикбоксингу, каратэ, ниндзюцу. Созданы мужские и женские сборные команды по футболу, волейболу, баскетболу, лапте и другим видам спорта.

На факультете накоплен богатый опыт по прохождению всех видов практик – в правоохранительных органах, на предприятиях промышленности, малого и среднего бизнеса. У студентов направления «Юриспруденция» есть возможность пройти практику в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Приём на обучение проводится по программе бакалавриата:

  • на базе среднего общего образования на основании ЕГЭ;
  • на базе среднего профессионального или высшего образования по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются БашГУ.

При обучении по договорам об образовании, предоставляются скидки на оплату за обучение:

  • за высокие результаты ЕГЭ,
  • за индивидуальные достижения абитуриента,
  • за участие в волонтерском движении.

Суммарная скидка может достигать до 50% от стоимости обучения.

Всем иногородним студентам предоставляется общежитие.

КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?

Студенты получают интенсивную подготовку в области изучения английского языка в течение 3-х лет, что позволяет освоить язык на профессиональном уровне. Дополнительно учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать до 10% предметов учебного плана, развивающих личностные и профессиональные качества

Современные средства оценивания в системе социально-гуманитарного образования

Технологии психолого-педагогической диагностики и педагогических измерений

История юридического образования и юридической науки в России

Педагогическая этика и сценическое мастерство педагога

Проблемы профилактики девиантного поведения

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector