Bp-samara.ru

БП Самара
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК

Порядок подачи заявления о преступлении по УПК РФ статья 141

Наравне с явкой с повинной заявление о преступлении может являться поводом для возбуждения дела по уголовной статье. Данный повод предстает наиболее часто встречающимся нежели явка с повинной или постановление прокурора о выделении и отправки материалов на проверку в органы следствия. Правила составления и подачи заявления о готовящемся или совершенном противоправном действии указаны в ст 141 УПК РФ.

Нормативное регулирование подачи заявления о преступлении

Порядок подачи заявления о совершении преступления, помимо упомянутого УПК РФ, регламентируется ведомственными нормативными актами, а именно:

— Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, являющейся приложением к приказу Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 №72.

— Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, являющейся приложением к приказу МВД России от 29.08.2014 №736.

Консультации и комментарии юристов по ст. 141 УПК РФ

Согласно комментариям юристов, информация о готовящемся, совершаемом или совершённом уголовном правонарушении в качестве повода для возбуждения уголовного дела – это обращение в правоохранительные органы физического лица, в котором он в устной или письменной форме сообщает о планируемом либо уже исполненном уголовно наказуемом действии. Зачастую такое сообщение содержит не только факт совершения незаконного действия, но и включает в себя просьбу принять установленные законом необходимые меры для наказания виновного или виновных.

Это связано с тем, что в большинстве случаев заявитель проявляет личную заинтересованность в принятии законных карательных мер к преступнику (или преступникам). Если в делах публичных обвинений это необязательно, то в частных и частно-публичных обвинительных делах должна присутствовать ясно выраженная просьба о наказании виновного путём привлечения его к уголовной ответственности. Если в заявлении этой просительной части нет, такой документ не является юридическим поводом, чтобы начать уголовное преследование.

Читать еще:  Ходатайства в гражданском процессе: виды, правила подачи, сроки рассмотрения

Комментируемые положения статьи предусматривают несколько вариантов разных конкретных случаев, которые связаны с принятием сообщения о преступлении:

  1. Если указанное заявление было составлено в форме письменного сообщения, то оно подлежит обязательной регистрации и дальнейшему рассмотрению сотрудниками полиции, без учёта способа передачи: было ли оно передано лично или пришло по почте.
  2. Информация, поступившая в устной форме от лица, которое прибыло лично в отдел полиции, оформляется в виде протокола установленной формы.
  3. Если информация об уголовном правонарушении или его планировании поступила при проведении действий следственных органов или во время уголовного судебного процесса (например, в ходе судебного допроса), она подлежит немедленному занесению в соответствующий протокол.
  4. Если лицо, осведомлённое о дате и времени составления протокола, не может при этом присутствовать по объективным и уважительным причинам (болезнь, командировка и т.д.), о его отсутствии необходимо составить рапорт.

Для своевременного реагирования на информацию о преступлениях во всех отделах правоохранительных органов круглосуточном режиме функционируют дежурные части, через которые проходит абсолютное большинство сообщений и заявлений о преступлениях.

Для органов внутренних дел действует специальная инструкция, определяющая порядок приёма, последующей регистрации и возбуждения производства по указанным сообщениям, заявлениям или иной информации о происшествиях.

Данная инструкция утверждена Приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 333 от 04.05.2010.

В том случае, если информация о преступлении будет сообщена гражданином в отношении сотрудника (или сотрудников) полиции, его необходимо подать в устной или письменной форме либо в следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, либо непосредственно в Прокуратуру, либо опустить письменное обращение в специально оборудованный ящик.

Согласно соответствующей Инструкции, определяющей порядок работы с такими обращениями, специально оборудованные ящики должны быть расположены в местах со свободным доступом во всех подразделениях Министерства Внутренних Дел (в главном управлении, в федеральных округах, республиках, субъектах и муниципальных образованиях).

Читать еще:  «Они отсаженные»: как в колониях относятся к насильникам и педофилам

Есть и альтернативный вариант – обращение с жалобой к вышестоящему руководству этого органа или обращение в отдел службы собственной безопасности, занимающийся разбором подобных ситуаций. До того как материалы по заявлению передадут по подследственности, заявитель вправе рассчитывать на предварительное проведение служебной проверки, включая оперативно-розыскную деятельность.

Согласно части 7 статьи 141, анонимно поданное заявление не может считаться поводом к возбуждению дела о преступлении. При этом следует знать, что такая формулировка не говорит о том, что анонимная информация не будет принята к рассмотрению. Наоборот, как и любое сообщение о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, оно должно быть принято в установленном законом порядке, зафиксировано и проверено сотрудниками органов дознания, которые обязаныв пределах своей компетенции раскрыть это преступление.

После принятия анонимного заявления сотрудники органа дознания должны провести оперативно-розыскные мероприятия, по итогам которых будет решаться вопрос о необходимости возбуждения уголовного преследования виновных и возбуждения уголовного дела в целом.

Таким образом, указанная статья даёт гражданам законодательно закреплённую возможность сообщить об уже совершённом или планируемом преступлении, она и защищает их от уголовного преследования в том случае, если заявление не получило подтверждения по независящим от них причинам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector